Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Лидирующая роль IT

О приоритетах развития IT-технологий ЗАО КБ "Росинтербанк" и финансовой сферы в целом редакции журнала "Технологии и средства связи" рассказал первый заместитель председателя правления ЗАО КБ "Росинтербанк" Алексей Кузьмин.
Алексей Кузьмин
Первый заместитель председателя правления
ЗАО КБ "Росинтербанк"

– Какие направления в области IT и телекоммуникаций являются приоритетными для финансовой сферы, и РосинтерБанка в частности?
– В современном обществе информационным технологиям отводится лидирующая роль, поскольку большая часть взаимодействия между людьми приходится на обмен информацией.

Сегодня невозможно представить успешно работающий бизнес без современных информационных технологий. Новые разработки в сфере IT используются для создания и продажи продуктов, для обслуживания клиентов, анализа рынка, учета результатов деятельности бизнеса и прочего.

Банковский бизнес по праву является одним из крупнейших потребителей информационных технологий, которым отводится особое место в стратегии развития ЗАО КБ "Росинтербанк". В среднесрочной перспективе банк сделал акцент на внедрение современных отраслевых решений, автоматизацию ручного труда, бизнес-процессов, создание систем защиты информации и ПДн.

С развитием IT и банковских сервисов увеличивается и поток данных, подлежащих обработке. Часть информации банки должны собирать и хранить в соответствии с требованием законодательства, часть необходима для принятия решений, часть нужна для максимально полного обслуживания клиентов и т.д. Банк вынужден работать с большим массивом данных, которые растут год от года. Поэтому одним из приоритетных направлений технологического развития для банковского сектора в целом и Росинтер-Банка в частности является создание отказоустойчивых систем хранения информации и развитие средств ее сбора и анализа.

С ростом объема данных для обеспечения их качественной обработки и передачи увеличиваются требования к серверному оборудованию и каналам связи. Это второе направление в IT, которое требует постоянных вложений.

В последние несколько лет мы наблюдаем, как эволюционируют средства платежа. Сначала это была касса банка и наличные, затем платежный терминал и наличные, сейчас происходит смещение данного рынка в сторону электронных средств платежа. Это пластиковые карты, интернет-банк, электронные кошельки и даже мобильный телефон. И такая динамика смещения платежей и прочих операций частных клиентов в сегмент электронных денег с каждым годом будет усиливаться. Катализатором этого будет являться развитие сектора мобильных устройств. Сервис, в том числе и банковский, будет становиться еще ближе к клиенту. Он уже сейчас у клиента в телефоне. Есть примеры банков, полностью построивших свой бизнес на модели дистанционного обслуживания клиентов, и их сервисы пользуются популярностью, они удобны.

Поэтому, чтобы не остаться в аутсайдерах, мы приняли решение осуществлять инвестиции в развитие сервисов ДБО.

Существуют также другие направления и проекты, которые мы будем реализовывать в ближайшее время, но в качестве основных я бы назвал именно эти.

– Как вы относитесь к облачным технологиям?
– С интересом и в то же время с должной осмотрительностью. Есть такие технологические участки в инфраструктуре банка, которые мы не готовы получать в виде облачных технологий. Например, мы не можем передать нашу автоматизированную банковскую систему разработчику и получать все, что мы сейчас имеем у себя в виде сервиса, используя ее типовую конфигурацию. Здесь сразу возникает определенная зависимость от ресурсов третьего лица. У нас нет кредитных конвейеров и потребительского кредитования. Главным образом мы работаем с корпоративными клиентами, и нам важно иметь максимальную гибкость, чтобы предложить им продукт на индивидуальных условиях. Именно поэтому вариант с предоставлением типового сервиса для нас неприемлем, хотя есть банки, которые передали данное направление своему разработчику, и у них нет необходимости в содержании штата квалифицированных высокооплачиваемых специалистов. Они предоставляют своим клиентам типовые продукты, которые скрупулезно разрабатываются и затем тиражируются в массы.

С другой стороны, есть участки или даже ситуации, в которых использование облачных технологий будет не только оправданным, но и единственно эффективным решением. Таким примером может быть запуск сервиса, не приносящего прямого дохода банку, или какого-либо типового продукта.


Наиболее часто банки прибегают к услугам сторонних процессинговых центров при начале эмиссии карт международных платежных систем, таких как VISA или MasterCard. Есть очень много успешных примеров использования кредитными организациями облачных технологий для предоставления своим клиентам интернет-банкинга. При этом банк получает данный сервис по принципам white label, что позволяет кастомизировать его под требования самого банка и его клиентов.

В этой части наш банк не исключение. У нас есть опыт использования облачных технологий, и мы считаем, что он позитивный.

В перспективе число пользователей облачных решений и технологий будет расти. Безусловно, основными пользователями таких решений есть и будут некрупные кредитные организации, у которых просто нет возможности держать штат квалифицированных специалистов, для них это неэффективно.

– Какие проекты в сфере IT и телекоммуникаций были реализованы в последнее время в вашем банке?
– В последнее время приоритетным для нас было обеспечение бесперебойного предоставления основных сервисов как клиентам РосинтерБанка, так и внутренним пользователям. Данная задача стала для нас особенно актуальной в связи с серьезным ростом бизнеса банка, быстрым ростом клиентской базы, дифференциацией продуктов и предоставляемых сервисов. Цель, которую мы себе поставили, – обеспечить доступность всех основных сервисов ресурсов банка в режиме 24/7.

Важная роль также отводится обеспечению как аппаратного, так и программного резервирования, а также созданию эффективной системы защиты данных.

Поскольку свою новую историю развития РосинтерБанк начал с середины 2010 г., когда была изменена стратегия банка, очень многое пришлось делать практически с нуля, поэтому действовать нужно было очень оперативно.

Начали мы с того, что сменили автоматизированную банковскую систему (АБС) на одну из самых современных и дорогих. Это позволило нам создать некий бэкграунд для последующего технологического развития.


В этом году АБС – наше ядро, переведена на архитектуру, использующую кластерные технологии. Это позволило усилить отказоустойчивость системы и обеспечить автоматический переход на резерв при выходе из строя части оборудования.

Внедрение виртуальной серверной архитектуры для значительного ряда сервисов способствовало оптимизации использования серверных мощностей и возможности быстрого развертывания сервисов банка.

Основной парк серверов находится в ЦОД. В основу стратегического решения по размещению наиболее важных IТ-мощностей легла необходимость обеспечения максимальной доступности основных сервисов банка. Для быстрого их наращивания наиболее важно минимизировать прямую зависимость от инженерных ограничений (электропитание, кондиционирование, пожаротушение, площади серверной, нагрузка на межэтажные перекрытия и т.д.), что позволяет сделать внешний ЦОД.

Для обеспечения максимального времени доступности требуется резервирование всех инженерных систем, а также наличие системы автономного электроснабжения. Такому требованию соответствуют лишь некоторые ЦОД в России.

Учитывая вышеизложенное, размещение всех IТ-мощностей, определенных в качестве наиболее критичных для бизнеса, осуществляется в помещениях одного из самых надежных ЦОД России.

Для централизованного хранения ключевых данных РосинтерБанка была выбрана и внедрена современная система, которая предоставляет возможность масштабирования как по емкости дискового пространства, так и по производительности.

Сейчас мы завершаем проект по созданию собственного процессинга.

Если говорить в целом, то проекты, реализованные нами в течение последних нескольких лет, позволили заложить крепкий фундамент для дальнейшего технологического роста.

– Какие направления в области IТ и телекоммуникаций являются приоритетными для РосинтерБанка сегодня и будут приоритетными в 2014 году?
– В среднесрочной перспективе мы обозначили для себя следующие приоритеты:

  • централизация IТ-ресурсов по региональному признаку для обеспечения более качественного обслуживания и повышения надежности и бесперебойности;
  • виртуализация для минимизации расходов на серверные мощности и возможности оперативно модифицировать оборудование;
  • перевод основных систем банка на кластерные технологии для обеспечения отказоустойчивости;
  • переход на собственный процессинг и его развитие;
  • развитие дистанционных каналов продаж и обслуживания клиентов;
  • внедрение SOA (service-oriented architecture) решения для объединения разнородных систем, используемых банком;
  • создание собственной платежной системы.

Из приведенных задач, наверное, хотелось бы остановиться на последних двух, поскольку остальные являются ежедневными задачами любого среднего банка.

В настоящее время концепция SOA, сервисно-ориентированной архитектуры, является важным направлением к созданию целостной информационной среды, позволяющей существенно сократить время и стоимость реализации проектов.

Мы для себя определили следующие преимущества внедрения:

  • ориентация IТ-инфраструктуры на бизнес-процессы, точное ее соответствие требованиям организации и ожиданиям пользователей;
  • возможность полноценного использования всех существующих в банке сервисов и программ;
  • оперативная и экономичная разработка и интеграция новых приложений.

Многие крупные банки успешно используют такого рода решение. Внедрение SOA, безусловно, оправдано с ростом числа разнородных систем, использующих одни и те же данные или бизнес-процессы, так что мы здесь не исключение.

Генеральной идеей проекта внедрения собственной платежной системы является создание удобного средства электронных (мобильных) платежей для частных клиентов. Объединение данных сервисов с торгово-сервисными предприятиями в рамках персональных программ лояльности, мобильного эквайринга. Предполагается, что электронный кошелек станет универсальным средством платежа при покупках не только в Интернете, но и в магазинах, ресторанах, на заправках и др.

– Какой класс оборудования в сфере IТ и телекоммуникаций, на ваш взгляд, необходим сейчас для банковской сферы и почему?
– В банковском бизнесе особенно важно обеспечить высокую скорость, надежность и безопасность обслуживание клиентов, что напрямую связано с необходимостью понимания значимости построения IТ-инфраструктуры на высокопроизводительном оборудовании. Для банков это серверное и телекоммуникационное оборудование, системы хранения данных и защиты информации, в том числе от внешних и внутренних угроз.


Достичь целевых показателей по обслуживанию клиентов позволяет, во-первых, скорость: высокопроизводительное серверное оборудование и выделенные системы хранения данных, телекоммуникационное оборудование, обеспечивающее достаточную скорость передачи данных между конечным пользователем и серверным оборудованием. Во-вторых, надежность: оборудование известных, зарекомендовавших себя на мировом рынке вендоров, подписка на расширенную техническую поддержку по сопровождению. В-третьих, безопасность: системы защиты информации и специализированное банковское оборудование, сертифицированное ФСТЭК и ФСБ России, позволяют финансовым институтам надежно защитить данные, передаваемые по каналам связи и обеспечить защиту ПДн клиентов и коммерческую информацию банка.

– Какие меры, на ваш взгляд, могут изменить привычный облик финансовой сферы, подтянув его до современных мировых стандартов относительно информационных технологий?
– К серьезным изменениям в отношении банков к значимости инвестиций в информационные технологии может привести только конкуренция, возникновение какой-либо внешней угрозы перераспределения рыночных позиций, изменение конъюнктуры рынка. Более того, такая угроза уже давно появилась.

Ярким примером служит то, как банки "проморгали" стремительное развитие рынка платежей и переводов. В этой гонке они, к сожалению, проиграли. Выиграли мобильные операторы сотовой связи и обычные компании, не имевшие отношения к финансовому сектору. Зато сейчас мало кто из средних и крупных банков не занимается развитием данных видов услуг. Конкуренция и конкретный случай помогли изменить отношение кредитных организаций к вопросу необходимости серьезных инвестиций в информационные технологии.

Своего рода сдерживающим фактором развития инновационных технологий в бизнесе, и в финансовом секторе в частности, является неготовность общества и отчасти нежелание менять привычные вещи. В вопросах, касающихся денег, люди не любят нововведения, предпочитая пользоваться проверенными инструментами и средствами. Обучение потребителя, изменение его отношения к новым технологиям происходит крайне медленно и сопровождается серьезными затратами. Условно говоря, для людей старшего возраста гораздо спокойнее передавать деньги сотруднику в кассе банка, чем класть их в автомат или платежный терминал. Это отношение нужно менять.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #5, 2013
Посещений: 7034

Статьи по теме

  Автор

Алексей Кузьмин

Алексей Кузьмин

Первый заместитель председателя правления
ЗАО КБ "Росинтербанк"

Всего статей:  1

В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций