Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Эффект молодости

Олег Морозов
Исполнительный директор компании "Мультима" (г. Красноярск), РусИнтерКом

– Как сложившаяся экономическая ситуация может сказаться на развитии широкополосных мультисервисных сетей?

– Вся отрасль связи, как и другие отрасли, требующие масштабных капитальных вложений, напоминают огромный пароход, который медленно разгоняется в экономическом пространстве и так же медленно останавливается. Его невозможно остановить путем каких-то незначительных или кратковременных колебаний рыночной коньюнктуры. К сожалению, вступивший в серьезную фазу экономический кризис в России уже не похож на короткий всплеск, это серьезное и долгосрочное явление. Соответственно все проекты по развитию новых сервисов, строительству сетей и т.п. пересматриваются с учетом новых экономических условий. Все меньше становится инсталляций сервисов "на перспективу", операторы ищут пути быстрой окупаемости вложений. Особенно динамичными в этой части являются мультисервисные сети. Количество возможностей в них огромно, но потребителями востребованы лишь единицы. В течение всего времени своего существования эти сети были локомотивом, который подгонял рынок под себя, формируя потребности потребителя, и тем самым двигая прогресс в области связи. Сейчас локомотив теряет инерцию, и руководители всех уровней всякий раз всерьез задумываются, прежде чем предложить что-то, если потребитель пока не готов покупать это или не готов на это подписываться сразу. А это означает, что количество реализованных сервисов будет сокращаться в худшем случае или оставаться неизменным в лучшем.

Строительство самих сетей (формирование покрытия) трансформируется из политики всеобщего покрытия к подходу точечного снятия "сливок". Всем нужны деньги здесь и сейчас.

– По каким критериям следует выбирать вендора и оборудование для построения мультисервисной сети? Каким вендорам вы доверяете?

– Главный критерий при выборе вендора в условиях экономической нестабильности очевиден – вы должны быть уверены в результате. А это значит, что эксперименты могут реализовываться только в безвыходной ситуации, когда проверенных решений нет или они недоступны. Мы доверяем наиболее закрепившим свои позиции производителям.
В телекоммуникационной отрасли это наиболее эффективное оборудование.

– Как сократить затраты CАРЕХ и OРЕХ в настоящей экономической ситуации? Что подвергается секвестру? На чем планируете экономить?

– Трудно определить конкретные статьи бюджета, которые при проверке кризисом оказались лишними. Оптимизация идет везде, хотя без перегибов. Конечно, есть долгосрочные финансовые затраты, к которым мы относим маркетинговые мероприятия. На них экономить наиболее опасно, так как потеря рыночных позиций в условиях кризиса наиболее трудно восполняется. Вообще, в нашей отрасли очень высок уровень автоматизации. В связи с этим влияние затрат на ФОТ в общем бюджете незначительно, и экономить на персонале неэффективно, да и недальновидно. Основной способ повышения эффективности предприятия – уточнение бизнес-процессов, исключение из них сложных и человекоемких этапов, детальное оттачивание взаимодействия всех систем.

– Какие новые требования предъявляются к системным интеграторам?

– Главные требования к системному интегратору в новых экономических условиях: полная прозрачность и предсказуемость. Это требование нельзя назвать новым, однако если раньше какие-то другие преимущества интегратора позволяли закрыть глаза на проблемы с прозрачностью, то сейчас снижение рисков является одним из ключевых факторов бизнес-взаимодействия.

– Как не допустить снижение ARPU? Как удается сохранять лояльность абонентов?

– Показатель ARPU по своей природе формируется в первую очередь покупательной способностью потребителей, которая сейчас, как известно, падает. Корректировка ARPU в рамках одной услуги путем выстраивания сложной или гибкой тарифной политики практически невозможна. Наращивание ARPU возможно только при перетягивании затрат "семейного кошелька" из других областей, то есть введение дополнительных услуг. Фактически это означает диверсификацию бизнеса. По этому пути многие операторы начали идти и до кризиса, сейчас же это становится вопросом на грани выживания. Необходимо убедить потребителя, что если он собирается начать экономить, то на наших услугах это следует делать в последнюю очередь.

Формирование лояльности абонентов часто противоречит идее повышения ARPU, так как предполагает затраты на дополнительные бонусы, сервисы, условно бесплатные услуги. Чтобы избежать противоречия между повышением ARPU и повышением лояльности абонентов, необходимо перемещать акценты на нематериальную мотивацию, выстраивание бренда, сервис. Это позволит реализовать потребность потребителя в причастности к чему-то, от чего отказаться будет очень сложно, в первую очередь, морально.

– Каковы могут быть дополнительные доходы оператора? Если планируются к внедрению какие-либо новые услуги, то какие? Насколько они могут быть востребованы пользователем?

– "Мультима", как мультисервисный оператор, находящийся на стадии становления, в первую очередь планирует использовать эффект молодости и выстраивать все базовые и дополнительные сервисы на самом современном технологическом уровне. Тем операторам, инфраструктура которых существует многие годы, сейчас трудно пойти на полную реформу технических решений, и это ограничивает их возможности. Мы планируем реализовывать сервисные услуги, наполнять свои сети уникальным контентом таким образом, чтобы стало понятно, что основные ценности "Мультимы" лежат в эмоциональной плоскости. Востребованность сервисов в области контента ценить заранее довольно трудно, так как даже самые незначительные социальные факторы могут на это повлиять. Однако мы учитываем удачи и ошибки конкурентов, и надеемся, что наши контентно-ориентированные сервисы будут интересны как нашим абонентам, так и абонентам других сетей.

Флагманами нашего развития в 2009 г. будет запуск цифрового телевидения, доступного в каждом доме, и реализация всевозможных дополнительных услуг на нашем портале.

Опубликовано: Каталог "Широкополосные мультисервисные сети"-2009
Посещений: 4442

Статьи по теме

  Автор

Олег Морозов

Олег Морозов

Исполнительный директор компании "Мультима" (г. Красноярск), РусИнтерКом

Всего статей:  3

В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций