Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Телекоммуникационные сети: смена идей

Александр Голышко, независимый эксперт, к.т.н.

"Большой стаж дрессировщика – заслуга хищников".
Михаил Генин

Другие коммуникации

Весь мир строит ШПД. Весь мир меняется под воздействием ШПД. Недавно аналитики компании Gartner предсказали, что в течение следующих двух лет около половины всех компаний начнут использовать Twitter, а примерно каждая пятая компания заменит электронную почту социальными сетями в качестве основного средства межличностной коммуникации.

Также недавно популярный VoIP-сервис Skype распространил результаты исследования использования коммуникационных технологий представителями малого и среднего бизнеса в России и Европе. В рамках исследования компания RedShift Research опросила 1200 представителей малого и среднего бизнеса в России, Великобритании, во Франции, в Италии, Испании, Германии, Польше и Турции.

По данным отчета, из-за экономического кризиса многие компании начали искать способы сокращения своих расходов, отказываясь от командировок своих сотрудников в пользу применения различных инструментов интернет-коммуникаций. Так, более половины опрошенных российских фирм заявили, что в прошлом году смогли сэкономить на заграничных поездках с помощью звонков через Сеть и видеоконференций.

Как отмечают авторы отчета, Skype в качестве замены личного общения с людьми во время командировок выбрали 79% опрошенных компаний. Очевидно, поэтому Skype собирается внедрить новое приложение, рассчитанное на корпоративный сектор, который пока еще во многом "кормит" фиксированную связь.

А еще есть компания Google, штампующая массу различных полезных приложений и раздающая их в глобальном масштабе. Среди этих приложений есть и аналоги Skype, собирающиеся также урезать доходы от дальней связи, а заодно и большие доходы мобильных операторов от роуминга. И многое другое...

В общем, все это – несколько другие коммуникации в отличие от тех, к которым мы привыкли в прошлом веке.

Два мира, две стратегии

Вот так воспетое многими постиндустриальное информационное общество приходит к нам через средства связи. И похоже, что приходит по большей части незаметно для тех, кто эти средства связи развивает. Традиционные операторы по-прежнему мало занимаются развитием сервиса, считая наивысшим сервисным достижением Triple Play и искренне полагая, что, получив такую возможность, благодарные абоненты повалят валом и помогут улучшить финансовые показатели. Кто-то ждет прорыва со стороны видеозвонков, которых нам с вами уже давно так не хватает. Кто-то грозит нам сотнями цифровых ТВ-программ, от просмотра которых трудно будет оторваться. Кто-то заявляет, что уже буквально завтра даст ШПД всем своим абонентам, а послезавтра ускорит его в разы. Кто-то усиленно размышляет над причудливыми построениями зоновой телефонной связи, дабы с не меньшим (финансовым) успехом как-нибудь повторить их с сетями передачи данных. Кто-то раздумывает, а не поставить ли еще более мощный сервер с базой данных, чтобы из него уж точно получилось электронное правительство? Кто-то обдумывает создание глобального игрока, который предоставит все услуги, существующие в подлунном мире, и соответственно соберет всю абонентскую плату. Ну а кто-то рекомендует в качестве универсального узла доставки всевозможных сервисов платформу IMS, как вершину развития интеллектуальных сетей.

Предпосылками миграции традиционных сетей традиционных операторов к IMS является дальнейшая стратегическая бесперспективность выступать на рынке в качестве "битовой" трубы, наблюдая лишь "упущенную выгоду"; постоянный отток доходов к провайдерам VoIP и контент-провайдерам.

Сегодня сети следующего поколения имеют две концепции развития. Одна базируется на использовании программных коммутаторов (Softswitch) и медиашлюзов (MGW), другая – на IMS. В программно-аппаратном комплексе, который представляет собой IMS, лучше обеспечивается совместимость оборудования, присущая пулу решений Softswitch, поскольку взаимодействие функцио- нальных модулей регулируется стандартами. IMS агрегирует сервисы разных поставщиков, унифицирует их тарификацию и делает многое другое, что позволяет создавать в сети настоящий конвейер сервисов, приложений и контента. Новый подход к предоставлению услуг, изначально разработанный для мобильных сетей, оказался чрезвычайно удачным и призван обеспечить в будущем роу-минг услуг, что должно принести дополнительную прибыль оператору. Использование в фиксированных сетях NGN (вкупе с абонентскими IMS-шлюзами) и мобильных сетях 3G/4G единообразной системы IMS открывает перспективу конвергенции фиксированных и мобильных сетей (FMC). Оператору предоставляются широкие возможности по управлению сетевыми ресурсами, оптимизации процесса доставки услуги и расширению клиентской базы. И главное, основные проблемы (инвестиционные, технические, эксплуатационные и организационные) практически решаются на этапе ввода первой услуги. Зато затраты на ввод каждой следующей услуги будут минимальными, что и объясняют операторам.

Однако в XXI веке абонент может получать много услуг и от сети Интернет. В настоящее время регуляторы, операторы, абоненты и поставщики сервиса имеют свои взгляды на Интернет, свои ожидания и свои опасения. В связи с этим всем нам неизбежно придется ответить на ряд проблемных вопросов, касающихся Интернета, который, как известно, существует сразу в трех "лицах": как сеть передачи данных, как распределенная база данных и как бизнес-среда. Быть может, наконец, стоит посмотреть на него, как на прообраз базовой сети будущего, предоставляющей единую (и одновременно многоликую) услугу под названием "связь"? Наверное, это будет не совсем тот Интернет и, может, совсем не Интернет – не суть важно. Важны заложенные в нем идеи предоставления сервисов, сочетающие занятие бизнесом с передачей данных.

К примеру, в конце 2009 г. компания Lockheed Martin, один из крупнейших производителей военной техники в мире, объявила о получении контракта на сумму в 31 млн долл. от американского агентства перспективных оборонных разработок (DARPA) на создание новой версии Интернета для военных целей. Новый протокол под кодовым названием MNP (Military Network Protocol) будет серьезно отличаться от привычного TCP/IP повышенной безопасностью, динамическим перераспределением пропускной способности каналов, а также возможностью установки приоритетов трафика с помощью политик на уровне отдельных пользователей и подразделений. По словам главного специалиста Lockheed по кибервооружениям Джона Менгуччи, новые сетевые угрозы и атаки требуют революционных подходов к обеспечению безопасности. Инструменты, которые будут созданы в рамках нового проекта, должны обеспечить боеспособность армии США даже в условиях массированных кибер-атак. Партнерами компании Lockheed по разработке протокола MNP должны стать компании Anagran, Juniper Networks, LGS Innovations, Стэн-фордский университет и корпорация Microsoft. Кроме того, разработкой новых типов оборудования для поддержки новой, военной разновидности Интернета займется специальное подразделение компании Lockheed, задача которого – создание технологий маршрутизации трафика со стойкими механизмами проверки подлинности и функциями самонастройки. Но это лишь один из примеров, показывающий, что люди размышляют над созданием такой же среды, но с некоторыми особенностями.

Интернет – относительно молодое явление, представляющее собой своеобразный Дикий Запад с неустоявшимися законами. Поэтому можно практически безошибочно предсказывать в ближайшем будущем и рост компьютерной преступности, и рост количества новых полезных сервисов в Интернете. И почти столь же уверенно можно прогнозировать, что рано или поздно общество возьмет его под контроль в гораздо большей степени, чем сейчас.

Возвращаясь к IMS

Следует отметить, что IMS – это инструмент, который дает возможность оператору на фоне обостряющейся конкуренции удерживать абонента с помощью предоставления мультисер-виса, обеспечив к тому же конвергенцию сетей и услуг. Разумеется, это решение недешевое. Судя по международным конференциям и рапортам по ставщиков, многие операторы занимаются IMS. Однако что-то не очень слышно рапортов с мест о каких-то серьезных успехах. То ли операторы все еще получают основную долю доходов от традиционной телефонии и не спешат, то ли всемирно известные консультанты так и не смогли реально предложить какие-то "убойные" сервисы, хотя, помимо "чисто голоса", сервисов на планете уже развелось невероятно много, и все они находятся в Интернете, и все они доставляются через ШПД, к развитию которого приложили в последнее время так много усилий именно те, кому "на роду написано" устанавливать на своих сетях IMS.

Именно так, невзирая на государственные границы, операторов и регуляторов, идут сервисы Skype, Yandex, Google и пр. Всего 10 лет назад неразвитость ШПД делала эти сервисы невозможными. Даже разговоры о них были смехотворны. Но смехотворными, кстати, были и обещания передавать многопрограммное ТВ через ADSL. А сегодня IPTV в разных технических ипостасях на "последней миле" – реальность. И мир телекоммуникаций ныне думает над IPTV/HD.

С развитием ШПД, который, как обещается, должен охватить через 5 лет чуть ли не все население планеты, абонентам стало доступно многое. Если не сказать все. И проблемы тут бывают лишь в качестве доставки "тяжелого контента" в реальном времени, потому что развитие сетей не поспевает за ростом трафика, да и вопросы "сетевого нейтралитета" еще долго будут будоражить сетевую инфраструктуру, которая в любом случае нуждается в общей поддержке.

Следует заметить, что все интернет-сервисы изначально ориентируются на наш неуклонно расширяющийся спрос, подкреплены реально действующими бизнес-моделями и часто даже бесплатны для нас. Разумеется, они не всегда гарантируют качество (например, при передаче HDTV), но чем шире канал, чем лучше магистральные сети, чем эффективнее алгоритмы сжатия, тем проблема ближе к решению. Конечно, картина, в которой один сервер предоставляет все сервисы в мире всему миру, весьма наивна. Хотя для пары десятков пользователей она, несомненно, сработает. А дальше нужны мощные каналы связи, мощные средства обработки, распределенная инфраструктура и пр. Вот Google скупил все "темное волокно" на территории США. А еще купил алюминиевый завод в Орегоне, выбросил металлургическое оборудование и разместил 500 тыс. (!) серверов в здании, куда подводится 250 МВт электроэнергии. А еще непрерывно заключает партнерские соглашения с различными поставщиками сервисов, которые идут за долларом абонента. И это не что иное, как альтернативный путь к универсальной доставке сервисов с помощью распределенной платформы, которая, однако, подкреплена неустанной работой с лояльной клиентской базой. Вероятно, эту платформу не сразу можно разглядеть за сотнями тысяч серверов и многими миллионами абонентов. Но, очевидно, нечто подобное придется создавать, если будет реальное электронное государство, населенное реальными электронными гражданами.

Недавно традиционные операторы посмеивались над попытками интернет-компаний соорудить что-нибудь конкурентоспособное. Они искренне полагали, будто сами играют на другой площадке. Однако бурное развитие технологий и сетей не только доказало обратное, сузив ту площадку до размеров песочницы, но и прямо на наших глазах лишает бизнес-перспектив "чисто телефонные" сети, сети кабельного ТВ, а кое-где еще неразвернутые сети цифрового наземного ТВ-вещания. И вот уже Skype обслуживает свыше 10% мировой телефонной абонентской базы (или свыше 30% фиксированной телефонии). Да и вообще, если речь идет о развитии IPTV/HD, то какие проблемы с голосовым трафиком могут быть в тех долях процента от общей пропускной способности подобной сети, которые он займет? И вот в Интернете уже можно прослушать все радиостанции, просмотреть почти все ТВ-программы и почти все фильмы без всякой ТВ-приставки. И ряд операторов уже испытывает сетевые решения для доставки Multi Play через ШПД. И вот уже на рынок выходят телевизоры со входом Ethernet, которые сами "лазают" по Интернету, скачивают и показывают фильмы, не имея никакого представления о федеральной программе развития цифрового ТВ-вещания.

Чем переманить к себе абонентов?

Пока не привыкшие к развитию дополнительных сервисов операторы раздумывают над внедрением IMS, сервисы и их поставщики бурно и, главное, экономически эффективно развиваются. Где же взять какие-то новые сервисы и лояльную абонентскую базу, которая за них заплатит? Ведь эту потенциальную базу прямо сейчас "развращают" на наших глазах практически бесплатными услугами всемирно известные интернет-компании, которые действуют вдобавок поверх заботливо предоставленных безлимитных тарифов на ШПД. Чем переманить к себе абонентов? Разговорами о потенциально лучшем качестве? Но десять лет назад IP-телефония не только не умерла от таких же разговоров, но и обрушила тарифы на МГ/МН в 10 раз. Может быть, фиксированные операторы будут раздавать оставшимся у них "абонентам-пенсионерам" за свой счет приставки и абонентские шлюзы? А "пенсионерам" вдруг понадобится сразу много новых услуг? Может быть, пенсию и продукты из собеса уже можно получать на экране телевизора? Может быть, государственные организации обяжут покупать у них услуги за счет бюджета? Или запретят Интернет? Но Интернет воспринимает любую цензуру, как повреждение на линии, и ищет обходные маршруты. Разве что у мобильных операторов риски будут поменьше, поскольку их абоненты больше "привязаны" к ним в части сервисов. Но когда они достроят вожделенные сети 4G, полностью основанные на IP, а операционные системы в абонентских терминалах станут полностью открытыми, ситуация с доставкой сервисов также может выйти из-под их контроля.

Сегодня поставщики успокаивают операторов тем, что после установки IMS ввод третьей и следующих услуг будет очень дешев. Надо лишь придумать стратегию выхода на рынок. Но как бы к этому моменту гуглоподоб-ная братия не перешла к предоставлению тысяч новых сервисов для новой генерации трудового населения, состоящей из наших подрастающих детей и внуков, для которых Skype, Yandex, Google, "аська" и прочее - повседневная жизнь. А самые большие риски для наших операторов заключаются в том, что именно нашим детям принадлежит их будущее. Ведь это не предусмотрено в их стратегиях.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #3, 2010
Посещений: 5051

  Автор

Голышко Александр Викторович

Голышко Александр Викторович

эксперт

Всего статей:  22

В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций