Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Телеком присел, чтобы подпрыгнуть?

Вноябре 2010 г. компания PMR в кратком отчете по российскому рынку телекома дала "скромные прогнозы на 2011 г.". Аналитик PMR Павел Ольжинска обозначил четыре тенденции текущего года: стагнацию сегмента фиксированной голосовой связи, привлечение абонентов мобильной связи за счет дополнительных сервисов, зримую отдачу от возведения сетей 3G и быстрый рост сегмента ISP. Середина 2011 г. – самое время сверять показатели.
Вера Анисцына
Руководитель группы подбора персонала
кадрового центра "ЮНИТИ"

От перемены драйверов роста динамика уменьшается

 

Снижение динамики роста рынка телекома России, прогнозируемое на 2011 г., подтверждается. И связано это не столько с "посткризисной анемией", сколько со сменой телеком-парадигм (а заодно и собственников некоторых крупных и средних компаний).

По мнению экспертов, этап активного роста абонентской базы операторов "большой тройки" закончился. Меняется сама бизнес-модель телеком-рынка: если ранее ключевыми для бизнеса операторов были голосовые услуги, то сейчас на смену голосу, как драйверу роста, все больше приходят услуги передачи данных как в мобильном, так и в фиксированном сегменте.

В первом полугодии 2011 г. наблюдалось некоторое оживление рынка в основном за счет увеличения числа направлений новых сервисов и IP-телефонии. Большая часть российского рынка телекома приходится на выручку сотовых операторов и операторов фиксированной связи, но в последние годы наметилось замедление роста данного сегмента. В 2010 г. прибыль операторов увеличилась чуть более чем на 10%, и ожидается дальнейшее снижение темпов ее увеличения. На фоне этого в 2011 г. продолжила развиваться IP-телефония, кроме того, крупнейшие операторы связи сейчас активно внедряют новые сервисы для малого бизнеса (офисная АТС, IP-телефония, видеоконференцсвязь) и для розницы (цифровое телевидение, видеозвонки, приложения для мобильных устройств). В этом сегменте рост рынка ожидается примерно в 40%.

Но все-таки эти направления пока не дают большого прироста на фоне общих показателей всего рынка.

Безусловные лидеры телекома намерены и далее наращивать активы рынка широкополосного доступа (ШПД), несмотря на высокий уровень проникновения услуг проводного ШПД в больших городах. Каждый из крупных конкурентов возлагает надежду на регионы с низким проникновением Интернета, но и там число абонентов не бесконечно.

Подтверждают намерение операторов данные кадрового центра "ЮНИТИ" о том, что идет активное развертывание сетей 3G в регионах. Сейчас появился новый виток, новый уровень финансирования – проекты стали расширяться, их стало больше, что повлекло за собой спрос на людей.

Интересно, что малых и средних операторов такие изменения на рынке телекоммуникаций только радуют. 2010 г. прошел под знаком слияний и поглощений, и представители "большой тройки" скупили многих альтернативных операторов, а на базе "Ростелекома" формируется "национальный чемпион". Укрупнение рынка дает больше возможностей оставшимся для роста.

Ложка кризиса в бочке роста

По оценкам экспертов, темпы роста в сегменте фиксированной связи в целом будут не выше прошлогодних – в 2010 г. произошло явное разделение операторов на тех, кто продолжал отчаянно бороться со схлопыванием выручки, и тех, кто, скорректировав стратегию в разгар кризиса, пожинал плоды и рос быстрее рынка.

Действия компаний до начала нынешнего года были сосредоточены в двух направлениях. Одни – заняли выжидательно-оборонительную позицию, вторые – пытались захватить освободившиеся доли рынка.

Еще один фактор, замедляющий рост рынка телекома, – "синдром бережливости", влияющий на деятельность компании и принятие решений ее руководством. Кризис отрезвил управленцев, научил их мыслить рациональнее и продумывать развитие организации с оглядкой на различные критические ситуации. Но излишек "житейской мудрости" вполне способен остановить прогресс. Влияние кризиса на телекоммуникационном рынке заметно не в части, например, сокращения ИКТ-бюджетов компаний, как это было непосредственно во время кризиса, а в более осторожном подходе компаний к выбору новых ИКТ-проектов для реализации. Подобное изменение поведения рынка сказывается на его росте, сдерживая инвестиции телекоммуникационных компаний в инновационные продукты. Ожидается, что этот эффект сохранится достаточно длительное время.

Некоторые эксперты отмечают "кризисные веяния" в желании бизнеса сэкономить на дорогом телеком-оборудовании, подключать облачные сервисы телефонии. Однако рыночные условия подталкивают компании осваивать новые технологии (call-центры, видеоконференции), а для этого нужна модернизация телеком-инфраструктуры предприятия. Ожидается, что к следующему году рынок потребителей окончательно придет в себя после кризиса и начнется новая волна роста рынка телеком-оборудования и программных продуктов (именно за счет роста интереса пользователя к новым технологиям IP-телефонии). В свою очередь, сильно сократится рост рынка операторов сотовой и фиксированной связи.

О трендах в лицах

Если говорить о негативных тенденциях, эксперты отмечают прежде всего падение в сегменте услуг фиксированной передачи голоса и данных, в то время как сегмент мобильного голоса останется на прежнем уровне. Наибольшее падение ожидается в сегменте услуг фиксированной передачи голоса (примерно на 3% в год) за счет услуг международной, междугородной и зоновой связи. В то же время внутри этого сегмента есть зоны роста – это услуги местной телефонной связи и VoIP, они незначительно вырастут.

Прогнозируемого из года в год замещения фиксированных сетей мобильными пока не происходит. Нишевые проекты – например, MVNO (виртуальные сотовые операторы) – пока еще находят свою аудиторию, а какие-то – например, конвергентные сети – даже начинают расти.

Некоторые операторы отмечают рост участия госсектора в рынке новых технологий в телекоме – для построения системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), – и "Ростелекома" в частности (последний является единым оператором СМЭВ). Компании-разработчики софта для телефонии обратят свое пристальное внимание на СПО в связи с переходом на него госорганов.


В последнее время появились инфраструктурные партнерства, позволяющие оптимизировать издержки и повысить эффективность инвестиций. К примеру, в этом году операторы "большой тройки" анонсировали совместный проект по оснащению сотовой связью трассы "Амур", подразумевающий размещение своего оборудования на башнях конкурентов. В этом же году операторы объявили о своей готовности совместно работать над форматом перехода к LTE в России.

Одной из общих тенденций является восстановление рынка специалистов. Если оценивать заработную плату, можно сказать, что по большинству позиций восстановился ее докризисный уровень. В кризис, например, нередко попадались вакансии инженера на 20 тыс. руб. – то есть предложение, на которое ни один здравомыслящий человек с опытом не согласится. Сейчас ситуация изменилась – работодатели поняли, что сэкономить уже не получится.

Бережливость не в моде

Снижение зарплат, которое произошло во время кризиса, давно позади – сокращения телеком практически не затрон у л и . С е й ч а с можно сказать, что ситуация с оплатой труда на рынке связи выровнялась и вернулась к докризисному состоянию. Если ж е говорить о ключевых специалистах, то их уровень доходов в кризис не снижался, а скорее переставал расти.

При этом сохраняется недостаток квалифицированных кадров – до сих пор очевидна нехватка опытных инженеров и "коммерсантов". По мнению экспертов, следует ожидать возникновения интереса компаний-разработчиков к инженерам по тестированию. В условиях роста конкуренции на рынке сервисов телефонии компании будут вынуждены более пристально обращать внимание на качество своих продуктов.

При всем изобилии резюме профессионалов для телекоммуникационных компаний приходится искать долго и тщательно – тем более что большинство из них "мигрирует" в пределах "большой тройки". Несмотря на то что специалистов немного, мест, где они могут применить накопленный опыт, еще меньше. По сути, 90% инженеров сотовой связи работают в "большой тройке".

Многие телеком-компании никогда и ни при каких обстоятельствах не трогают зарплатный бюджет и драгоценный персонал. Некоторые компании запустили проекты по повышению зарплат в соответствии с рыночной проплаченностью специалистов. На чем же тогда экономят? Среди популярных вариантов: оптимизация внутренних процессов и принципов принятия финансовых решений, отсутствие медицинского страхования – все, кому нужна страховка, могут купить ее сами на высокую зарплату, подключение сервисов SaaS (для малых компаний) и так далее.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #4, 2011
Посещений: 5196

Статьи по теме

  Автор

Вера Анисцына

Вера Анисцына

Руководитель группы подбора персонала
кадрового центра "ЮНИТИ"

Всего статей:  2

В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций