Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Телеком-2009: подводим итоги

Андрей Патока, вице-президент по развитию корпоративного бизнеса ОАО "ВымпелКом"

Ирина Осадчая, пресс-секретарь ОАО "Мобильные ТелеСистемы"

В шестом номере журнала "Технологии и средства связи" за 2009 г. мы пригласили подвести итоги года компании "Комстар-ОТС", НКС, "Синтерра", "КОМКОР". Но картина была бы неполной без мнения представителей таких крупных компаний, как "ВымпелКом" и МТС.

  1. Какие ключевые события произошли в телекоммуникационной отрасли в 2009 г., какое влияние они на нее оказали?
  2. Как, на Ваш взгляд, будет развиваться отрасль в ближайшие год-два?
  3. Каковы итоги работы/достижения Вашей компании за 2009 г. (новые услуги, развитие тех или иных направлений, привлечение новых сегментов аудитории и т.п.)?
  4. Каковы планы вашей компании на 2010-2011 гг.: какие направления собираетесь развивать, во что планируете инвестировать, какое оборудование закупать?

Андрей Патока

1, 3. "ВымпелКом" начал работать как единый  интегрированный  оператор. Это было новостью для рынка. До этого никто из российских операторов не интегрировал мобильную и фиксированную связь - наша компания стала пионером. Интеграция принесла много полезного опыта, мы достигли в этой сфере значительных успехов, а количество клиентов, которые пользуются обоими видами услуг, постоянно растет.

Второе ключевое событие, которое произошло в отрасли, - начало широкого использования стандарта 3G на сетях сотовой связи. В этом году мы выполнили все лицензионные условия и запустили в коммерческую эксплуатацию сети во всех субъектах Российской Федерации, в том числе в Москве. И это только начало! В дальнейшем мы рассчитываем на то, что 3G и другие технологии, которые позволяют увеличивать скорость передачи данных в беспроводных сетях, коренным образом изменят сам характер использования услуг передачи данных.

И третье ключевое событие в отрасли - дальнейшее развитие операторов дальней связи, междугородной и международной, а также их интеграция с операторами абонентских сетей. В данном случае нам интересно предложить основные возможности и преимущества междугородной и международной сетей компании "ВымпелКом" нашим абонентам, которые пользуются услугами сотовой связи. Это позволит нам улучшить качество предоставляемых услуг, существенно увеличить гибкость ценообразования и снизить себестоимость услуг.

2. Среди основных тенденций - продолжение ускоренного развития сетей сотовой связи. В рамках общего развития, конечно, будут выигрывать те компании, которые смогут предоставить клиенту комплексное обслуживание. А это вопросы, связанные с конвергентными услугами: потребители будут искать качество, удобство, простоту в использовании. Поэтому те компании, которые смогут предоставить весь набор услуг в офисе и дома, от одной компании и под одним брендом, с удобными способами оплаты и высоким качеством сервисов, несомненно, выиграют. Мы ожидаем продолжения бурного роста услуг широкополосного доступа в Интернет. И на это будут нацелены компании, занимающиеся как проводной, так и беспроводной связью. Это будет достигаться, с одной стороны, за счет развития технологии FTTB. А с другой - за счет развития сетей 3G, которые, по нашим прогнозам, уже в 2010 г. получат большое распространение и изменят жизнь наших потребителей. Свое распространение получат и инновационные услуги, например мобильное ТВ-вещание. Несмотря на то что эта услуга является нишевой, мы считаем технологию DVB-H перспективным направлением.

Не исключено, что в отрасли продолжится процесс глобализации, то есть интеграции разных ключевых игроков, которые путем объединения будут стремиться к достижению этого конкурентного преимущества.

4. Мы планируем инвестировать в развитие сетей 3G, в подготовку к внедрению сетей 4G, в развитие магистральной сети, увеличение количества городов, где работают наши фиксированные сети. Кроме того, мы будем продолжать строительство сетей широкополосного доступа в Интернет по технологии FTTB.

Ирина Осадчая

1. Наиболее важным событием стало развитие операторами сетей "третьего поколения" и рост популярности мобильного Интернета. Мобильный Интернет и услуги передачи данных демонстрируют хорошую динамику. Несмотря на кризис, в ряде регионов доходы от этого сегмента выросли в 2-2,5 раза.

2. В 2010 г. радикальных изменений мы не увидим. Будет расти конкуренция, увеличатся продажи в сегменте модемов, в том числе в связи с появлением 3G в Москве. Надеемся на запуск технологии HSDPA+.

Также отрасль мобильной связи будет развиваться в направлении создания новых контентных решений. Мы выбрали для себя область агрегации и продажи, формирования удобных интерфейсов для пользователя. В 2009 г. запустили портал "Омлет". В 2010 г. готовим аппараты под брендом МТС с новой операционной системой для мобильных телефонов Vodafone 360. Это инновационный продукт, объединяющий контакты из адресной книги и социальных сетей, с удобным механизмом определения местоположения, Интернет-браузингом, GPS, магазином приложений. В области передачи данных мы исторически были "трубой", но сегодня хотим участвовать в структуре потребления.

3. В течение 2009 г. основной задачей, над которой мы работали, было преодоление кризиса за счет вывода на рынок новых стимулирующих потребление тарифных планов и услуг. Эта задача была актуальной для большинства операторов. Голосовые сервисы по-прежнему остаются основным источником дохода (более 2/3 суммарных доходов), потребление в этом сегменте оставалось стабильным благодаря инициативам по стимули-риванию потребления.

Также важным направлением стал вывод на рынок и развитие услуг и предложений по передаче данных и контентных решений. Активное развитие сетей 3G cтимулировало рост доходов от передачи данных (МТС запустили сеть в 50 городах РФ) и контента. Основными драйверами роста услуг по передаче данных в мобильных сетях являются: низкий уровень проникновения фиксированного ШПД в регионах (5-6%), удешевление оборудования, повсеместная доступность сетей. В результате мы наблюдали рост доли VAS в общей структуре доходов, по итогам 2009 г. он составит порядка 18-19%. Активно развивались кон-тентные решения и конвергентные услуги. Важный тренд - увеличение в абонентской базе доли пользователей, приобретающих sim-карты для модемов. Мы рассчитываем, что этот канал роста абонентской базы будет увеличиваться.

4. Мы продолжим активно развивать сети 3G: в первом полугодии 2010 г. МТС планирует запустить 3G в 90 российских городах. Инвестиции МТС в 2008-2009 гг. в "третье поколение" мы оцениваем примерно в $700 млн, в следующем году также намерены сохранить темпы строительства сетей 3G.

На фоне существенного роста покрытия сетей 3G мы ожидаем, что рынок передачи данных в мобильных сетях в 2010 г. вырастет в 1,5 раза, поэтому наши усилия будут сфокусированы на продвижении преимуществ мобильного доступа в Интернет и контентных услуг.

В условиях интеграции с "Комстар-ОТС" для МТС будет также важным развитие конвергентных продуктов. На 2010 г. намечена интеграция каналов продаж двух операторов.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #1, 2010
Посещений: 4012

  Автор

Андрей Патока

Андрей Патока

Вице-президент по развитию
корпоративного бизнеса
ОАО "ВымпелКом"

Всего статей:  1

  Автор

Ирина Осадчая

Ирина Осадчая

Пресс-секретарь
ОАО "Мобильные ТелеСистемы"

Всего статей:  1

В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций