Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

ШПД - фундамент информационной экономики

В современной экономике сети ШПД являются ключевым элементом инфраструктуры, определяющим развитие практически всех рынков, расширяющим возможности бизнес-сообщества и государства, а также способствующим повышению качества жизни людей и формированию беспрецедентного человеческого капитала.
Михаил Лещенко
Заместитель генерального директора
ОАО "Связьинвест"

Фактически такие сети являются фундаментом экономики, основанной на информации. Проведенные исследования продемонстрировали, что увеличение проникновения услуг ШПД на 10% в результате действия целой группы факторов прямого и косвенного влияния приводит к росту ВВП на 1,2-1,4 процентных пункта.

За последние годы сектор услуг ШПД стал одним из наиболее динамично растущих на российском телекоммуникационном рынке. Проникновение услуг с 2005 по 2011 г. выросло с 3 до 39%, а количество пользователей услуг ШПД за тот же период выросло в 13 раз. Однако, несмотря на такую динамику, сегодня Россия существенно отстает по уровню проникновения ШПД от развитых стран мира, достигнувших проникновения на уровне более 80%.

Проблемы развития информационной инфраструктуры России

При сохранении текущих условий это отставание может стать еще больше, поскольку в большинстве стран уже сегодня реализуются национальные планы развития услуг ШПД, в которых поставлены амбициозные цели по обеспечению 100%-ного охвата домохозяйств услугами ШПД на высоких скоростях доступа (100 Мбит/с и более). При этом пользователям планируется гарантировать качественные услуги независимо от уровня их благосостояния и географии проживания - на основе увеличения пропускной способности существующих сетей связи и активного внедрения новых технологий. Особое внимание в планах развития услуг ШПД уделено задачам покрытия сетями сельских территорий, удаленных и труднодоступных районов, организации высокоскоростного доступа для органов государственного управления и социального обеспечения, включая образовательные и медицинские учреждения, развитию систем электронного правительства, дистанционного образования и здравоохранения, повышению компьютерной грамотности населения.

Одной из основных проблем развития информационной инфраструктуры России является так называемое цифровое неравенство, вызванное гигантским разрывом в развитии различных регионов. Если обеспеченность услугами ШПД жителей Москвы и Санкт-Петербурга сегодня не хуже, чем в ведущих европейских странах, то в других регионах России проникновение ШПД составляет около 30% по домохозяйствам. При этом в некоторых регионах уровень проникновения ШПД все еще меньше 10%. Основные причины такой ситуации объективны. В силу колоссальной территории и низкой плотности населения в отдельных регионах строительство транспортных сетей высокой протяженности и современных сетей доступа требует от операторов связи значительных инвестиций. Аналогичная ситуация характерна для большинства стран мира. Например, около 50% стоимости строительства оптоволоконной сети в Великобритании пришлось на решение задачи по охвату наиболее удаленных территорий с низким уровнем развития телекоммуникационной инфраструктуры, что позволило увеличить проникновение услуг ШПД с 75 до 100%.

Господдержка необходима

Регионы России ощутимо отличаются друг от друга по уровню доходов населения, что приводит к нерентабельности самостоятельных проектов операторов связи по строительству сетей ШПД на территориях с низким уровнем развития. Для обеспечения таких регионов услугами необходима государственная поддержка. В мировой практике в качестве мер поддержки государства реализуют регуляторные инициативы, направленные на стимулирование модернизации инфраструктуры, предоставляют налоговые и таможенные льготы, налоговые каникулы для операторов, выполняющих национальные планы развития ШПД, организуют льготное кредитование проектов по развитию инфраструктуры, субсидируют стоимость услуг для конечных пользователей. Эффективным механизмом является государственный заказ на обеспечение государственных учреждений и объектов социальной сферы услугами ШПД. Одновременно государство выступает в качестве инвестора, напрямую финансируя строительство сетей, создавая государственные компании для развития инфраструктуры, а также предоставляя субсидии через механизм универсальных услуг, в том числе формируя фонд универсального обслуживания напрямую из государственного бюджета.


Создание в России подобной национальной программы является действенной мерой для кардинального увеличения уровня обеспеченности граждан услугами ШПД. Такую программу целесообразно подготовить под руководством отраслевого регулятора - Минкомсвязи России - с участием широкого круга заинтересованных ведомств и операторов связи. Учитывая статус и масштаб задач, которые должна решать программа, целесообразно придать ей национальный статус, утвердив решением Правительства Российской Федерации. Одновременно необходимо создать систему управления ее реализацией - делегировав вопросы стратегического управления и межведомственной координации на уровень специализированной правительственной комиссии, а вопросы оперативного управления - на уровень Минкомсвязи России.

Стимулирование развития ШПД

С точки зрения конкретного наполнения мер, которые целесообразно реализовать для стимулирования развития ШПД в стране, можно выделить пять направлений работы.

Во-первых, необходимо реализовать в системе регулирования технологическую нейтральность услуг, отказавшись от увязки конкретных услуг и технологий их предоставления на уровне лицензирования, правил оказания услуг, требований к построению сетей и пропуску трафика, управления ресурсом нумерации.

Во-вторых, необходимо принять ряд мер, стимулирующих операторов осуществлять модернизацию и развитие сетей. Это касается устранения избыточных административных барьеров при государственной экспертизе проектно-сметной документации, упрощения процедур согласования работ с собственниками жилых помещений и объектов коммерческой недвижимости, передачи абоненту ответственности за вопросы энергопитания оконечного оборудования, а также отказа от введения режима недискриминационного доступа к инфраструктуре сетей ШПД для сохранения коммерческой привлекательности инвестиций в развитие сетей связи.

В-третьих, необходимо обеспечить недискриминационный доступ к объектам государственной и муниципальной собственности, а также определить требования по заблаговременному созданию необходимой для организации сетей связи инфраструктуры при строительстве других инфраструктурных объектов, например транспорта, энергетики, а также жилого фонда. По данному направлению целесообразно рассмотреть вопрос о разработке муниципальных программ строительства кабельной канализации, а также реализовать упрощенный порядок предоставления земель для строительства, реконструкции и капитального ремонта сооружений связи.

В-четвертых, государство может запустить ряд проектов, существенно повышающих привлекательность Интернета как естественной среды повседневных коммуникаций людей, что станет стимулом повышения спроса на услуги ШПД. В частности, речь идет о проектах модернизации образования, электронного здравоохранения и телемедицины на федеральном уровне, дальнейшем развитии электронного правительства. Важным стимулом для развития сетей станет постановка задачи по подключению всех государственных и муниципальных объектов к сетям с высокоскоростными каналами, а также полный переход бюджетных учреждений на сервисную модель получения услуг. Кроме того, необходимо совместно с операторами связи запустить образовательную программу распространения цифровой грамотности в стране.

В-пятых, для создания сетей ШПД на тех территориях, где коммерческое предоставление услуг является убыточным, необходимо реформировать систему универсального обслуживания, включив в перечень универсальных услуг услуги ШПД персонального и коллективного пользования. При этом текущего объема резерва универсального обслуживания в зависимости от уровня задач по охвату домохозяйств современными сетями может быть недостаточно. Поэтому целесообразно включить в перечень источников его пополнения государственный бюджет.

Итог

В России взят курс на развитие инновационной экономики, однако отсутствует программа развития важнейшего из компонентов - информационной инфраструктуры. Одной деятельности операторов связи на конкурентном рынке недостаточно для качественного улучшения состояния информационной инфраструктуры и преодоления цифрового неравенства. Для решения таких задач требуется планомерная, скоординированная работа всех участников рынка, включая регулятора, а также государственная поддержка через инструменты отраслевого регулирования.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #1, 2013
Посещений: 5214

Статьи по теме

  Автор

Михаил Лещенко

Михаил Лещенко

Заместитель генерального директора ОАО "Связьинвест"

Всего статей:  2

В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций