Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Развитие рынка SaaS
Нас не догонят – за облака, за облаками!

Елена Сорокина
Заместитель генерального директора
креативной мастерской "А-ТАК"
по направлению "PR на рынке безопасности"

Сегодня об облаках говорят очень часто. Но почему-то преимущественно как о технологиях, далеких от простых людей и практически непригодных для них. В то же время практически каждый из пользователей Интернета так или иначе использует облака в своей повседневной жизни. Безусловно, это пока еще не есть "чистые" облака – это просто облачные сервисы. Среди них – электронный ящик на бесплатном почтовом сервере, файлообменник, программы для коллективной работы и пр.

О развитии рынка облачных решений

При этом, по словам экспертов, российский рынок облачных сервисов находится в самом начале своего развития и отстает от американского и европейского на 2–3 года. Директор компании SolverMate Сергей Мехоношин отмечает: "Каждый день появляются новые решения для различных сфер применения, обкатываются методы предоставления услуг. Среди потребителей активный интерес проявляется в среде малого бизнеса и просто интерес в крупном бизнесе, но реальный спрос пока в зачаточном состоянии". Менеджер по маркетингу Parking.ru Сергей Лисицын уверен: "В горизонте пяти лет рынок облаков в России будет расти опережающими темпами по сравнению с мировым. Полагаю, он вырастет не в 2–2,5 раза, как мировой, а в 10–15 раз. Частично это обусловлено эффектом "низкого старта", а частично тем, что именно сейчас сформировались достаточные предпосылки для активного роста российского рынка".

Плюсы и минусы облаков

Рост популярности облачных сервисов обусловлен их удобством для пользователя и всеми новыми возможностями, которые дает работа в них. Обычные пользователи уже поняли все преимущества и потому активно пользуются, например, бесплатной почтой. Плюсы для бизнеса – это быстрое развертывание, возможность гибко управлять объемом потребляемых услуг, а также оплата по факту потребления и, конечно, экономия по сравнению с содержанием подобных сервисов "у себя".

Экономику облачных сервисов комментирует директор компании Solver-Mate Сергей Мехоношин: "В России основным конкурентом облаков, как это ни странно, является свободное ПО. Зачастую клиенты смотрят на цену, а не на то, что дают за эти деньги. У нас не очень развита культура расчета внутренних затрат в компаниях – то есть все считают, когда надо заплатить другой компании, а когда сотрудники внутри компании бездарно или с низкой эффективностью тратят время – это не учитывается. Другие затраты – на обслуживание сервера, электричество, поддержку пользователей – их как бы нет, их не видят за зарплатой сотрудников, которые это делают сейчас. Не учитывается также и то, что оборудование не вечно и должно амортизироваться и т.д."


Среди минусов облаков менеджер по маркетингу Parking.ru Сергей Лисицын отмечает пока еще недостаточную (по сравнению с традиционным ПО) функциональность облачных сервисов (сравнить, например, Web-интерфейс Gmail с Microsoft Outlook 2010 или функциональность облачной бухгалтерии с 1С 8). "Наряду с этим многие потребители испытывают трудности с адаптацией облачных сервисов под себя, настройкой под свои специфические потребности. И наконец, в разных странах разная ситуация с широкополосным доступом в Интернет, его доступностью для широкого круга потребителей. Существует также ряд проблем, связанных с интеграцией облачных сервисов между собой, а также проблемы включения их в текущую инфраструктуру и бизнес-процессы компании", – отмечает эксперт.

Живущие в облаках

Облачные технологии уже сейчас вносят существенные коррективы в образ жизни и подход к ведению бизнеса. Директор компании Solver-Mate Сергей Мехоношин убежден: "В перспективе большинству компаний больше не надо будет думать об IT, как о компьютерах, ПО и обо всем, что с этим связано. Многим станут доступны средства, которые раньше себе могли позволить только богатые и крупные предприятия – их можно будет просто взять и использовать для решения своих задач, оплачивая только то, что было нужно. Это как личный автомобиль и общественный транспорт – не все могут позволить себе купить автомобиль для проезда, но все могут добраться на общественном транспорте. И в том, и в другом случае цель достигается, но стоимость и необходимые навыки отличаются на порядок".

Еще пару лет назад картинка бизнесмена с ноутбуком, ведущего дела на заграничном курорте, казалась почти недостижимо дорогим удовольствием, доступным исключительно руководителям крупных корпораций. Сегодня устроить мини-офис практически в любом месте может позволить себе не только каждый менеджер, не желающий даже на пляже выходить из рабочего процесса, но каждый человек, который хочет в любой момент иметь под рукой собственные документы и письма, а также быть всегда на связи со своими близкими и друзьями.

Облака – это кардинально иной подход к восприятию IT, который приведет к перестройке всего рынка. "Приход эпохи облачных вычислений кардинально изменит модель предоставления услуг, – утверждает менеджер по маркетингу Parking.ru Сергей Лисицын. – Потребители уже очень скоро привыкнут к гибкой системе тарификации и оплате только того, что они потребляют. Восприятие IT-услуг перейдет во что-то более привычное и обыденное – как, например, пользование электричеством или водоснабжением. Потребители не будут задумываться над тем, как и где хранятся данные, что нужно купить, чтобы получить тот или иной сервис, – IT-услуги будут предоставляться легко и незаметно. Единственным условием для получения сервисов станет наличие Интернета".

Вот и я работала над статьей находясь за тысячи километров от Москвы, поднимая при этом документы со своего рабочего сервера и из почтового ящика, общаясь с коллегами по текущим задачам, запрашивая комментарии у экспертов в режиме онлайн. Единственное, что меня ограничивало и все-таки позволило отдохнуть – отсутствие Интернета на пляже. Но, похоже, уже очень скоро даже в самых глухих местах пустыни будет Wi-Fi…

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #1, 2011
Посещений: 5241

Статьи по теме

  Автор

Елена Сорокина

Елена Сорокина

Заместитель генерального директора
креативной мастерской "А-ТАК"
по направлению "PR на рынке безопасности"

Всего статей:  2

В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций