Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Пути перехода к LTE

По заявлениям министра связи и массовых коммуникаций РФ Игоря Щеголева, в 2012 г. сети беспроводной связи четвертого поколения LTE могут появиться в Москве. Сергей Ситников, глава Роскомнадзора, в свою очередь, отметил проблемы, которые могут возникнуть при переходе со стандарта WiMAX на стандарт LTE. Глава ведомства заявил, что государство обязано обеспечить сохранение единства всех сетей связи, а компании должны гарантировать выполнение своих обязательств перед абонентами. В связи с этим редакция журнала "Технологии и средства связи" предложила операторам ответить на вопросы, касающиеся проблем перехода на LTE.
Александр
Балюк
Руководитель департамента развития систем доступа ОАО "ВымпелКом"
Алексей
Павлюц
Заместитель генерального директора ОАО "Воентелеком"
Владислав
Швайбович
Исполнительный директор, директор по управлению и развитию беспроводных активов ОАО "Ростелеком"
Пока без названия

Каким образом оператор будет сохранять свою абонентскую базу при переходе на новый стандарт (LTE)?

Александр Балюк: Переход к LTE не означает, что оператор должен приостановить предоставление существующих услуг. Услуги на базе технологии LTE будут дополнять те, которые оператор уже предоставляет в своих сетях GSM и 3G (у кого они есть). Но вопрос сохранения абонентской базы может возникнуть при внедрении технологии LTE у тех операторов, которые переходят на стандарт LTE в том же частотном диапазоне, что используется для предоставления услуг на базе другой технологии, например WiMAX. Поэтому оператор должен приложить все усилия, чтобы прерывание сервиса при переходе было минимальным и абонент – на момент перевода сети на новую технологию – должен обладать необходимым абонентским оборудованием.

Алексей Павлюц: Якорной услугой для сохранения абонентской базы останется голосовая связь. LTE никак не изменит этот расклад, но может привести к ситуации, когда услуга БШПД отделится от голосовых услуг, и их пакетное предложение перестанет быть сколько-нибудь важным. Уже сейчас операторы предлагают "дата-тарифы" на 3G, и этот процесс будет динамично развиваться по мере внедрения LTE. Краткосрочный прогноз таков: конкуренция в БШПД отделится от конкуренции в голосе. С учетом того что полноценный голос в LTE появится далеко не сразу, да и эффективность этой сети именно для голоса под большим вопросом, возможен сценарий, при котором оператор никак не будет сохранять свою абонентскую базу, поскольку не сможет предложить абоненту ничего, что тот терял бы, подписываясь на услугу LTE от другого оператора.

Владислав Швайбович: В последние годы самым быстро растущим сегментом мобильного бизнеса является передача данных. По сути, формируется новый стиль потребления мобильных услуг: если раньше абонент использовал терминал только для голосовых соединений и SMS, то теперь на этом же терминале ему нужна передача данных, чтобы постоянно отслеживать почту, работать в социальных сетях, пользоваться навигационными сервисами и т.д. Постоянно возрастают требования пользователей к надежности, качеству и скорости передачи данных. Эти ожидания и призван удовлетворить стандарт четвертого поколения – LTE.

LTE позволяет гарантировать доставку до конечного пользователя контента любого вида, включая HD- и 3D-контент. В этом отношении важно выстроить эффективную схему взаимодействия между поставщиком контента и оператором сети. На сегодняшний день провайдеру недостаточно просто создать портал и разместить на нем контент. Важно, сможет ли конечный потребитель получить этот контент и в каком качестве. Существует потребность в адаптации потокового видео под платформу устройства, доступное разрешение и полосу пропускания, поскольку мобильные устройства зачастую "умеют" поддерживать очень ограниченное количество типов видеоконтента. Например, устройства Apple не поддерживают Flash, а в разных моделях iPhone используются экраны различного разрешения, что требует отправлять пользователям iPhone видео в специальных форматах в зависимости от модели устройства. Уже сейчас "Ростелеком" начал заключать соглашения с контент-провайдерами на условиях разделения дохода, гарантируя повышенный уровень качества при доставке контента. Используя решение CDN (Content Delivery Network – географически распределенная инфраструктура доставки и дистрибуции контента), оператор может выполнять функции системы вещания контент-провайдера, освободив его от необходимости создавать и поддерживать собственную систему. Это пример нового, взаимовыгодного сотрудничества контент-провайдера и оператора. Первый серьезно сокращает инвестиции в свою платформу, оператор же получает регулярный доход от такой услуги, как "адаптация видеоконтента", и одновременно за счет географически распределенной структуры CDN снижает нагрузку на сеть.

Таким образом, LTE поможет не только сохранить, но и увеличить абонентскую базу за счет новых преимуществ, которые станут доступны пользователям. И это не только высокие скорости передачи данных, но и гарантированное качество оказания контент-услуг.

Что делать пользователю со своим "девайсом"?

Александр Балюк: Если абонент захочет воспользоваться услугами на базе технологии LTE, ему придется заменить свой терминал на новый, либо приобрести дополнительный.

Алексей Павлюц: Покупать новый, другого варианта нет. И с ним наслаждаться быстрым Интернетом и всем, что из этого следует. Отказываться от голосовых и дополнительных услуг и использовать Skype для голосовых и видеозвонков. Проблему "что делать со старыми терминалами" можно считать слегка надуманной, так как средний срок жизни смартфона – полтора-два года, телефона – три-четыре года. Пока будут строить сети, обновятся абоненты. Именно этому процессу мы обязаны фантастическим официальным количеством 3G-абонентов. Ну нет больше телефонов без 3G! Большинство абонентов стали называться 3G просто в рамках штатной ротации своих терминалов, даже не задумываясь о его преимуществах.

Владислав Швайбович: Последние новинки ведущих мировых производителей смартфонов уже обеспечивают работу в сетях LTE, со временем таких предложений будет все больше. Также наша компания рассматривает возможность выпуска абонентского оборудования под брендом "Ростелеком", поддерживающего LTE. Первым таким продуктом скорее всего станет USB-модем, который будет работать в сетях не только четвертого, но и третьего, и второго поколения, обеспечивая бесшовный (незаметный для пользователя) переход из одной сети в другую.

Как решается вопрос по оказанию услуг связи в регионах по доступным ценам?

Алексей Павлюц: Рекламой некоторых операторов было сформировано мнение, будто скоро настанет "беспроводный рай", а проводные сети устарели и скоро перестанут быть нужными, что беспроводная связь будет дешевле и чуть ли не быстрее проводной. Но на самом деле это не так, и с точки зрения соотношения стоимости и производительности провода будут востребованы всегда, и их востребованность будет тем выше, чем больше будет очень тяжелого контента типа HD-видео. Проводные сети масштабируются почти неограниченно, с нелинейным падением инвестиционной стоимости на каждый следующий мегабит. С беспроводными сетями ситуация другая: они почти не масштабируются, быстро упираясь в физические пределы. В итоге "ресурс" оператора зависит в первую очередь от наличия частотного ресурса, а он ограничен. Повышение плотности базовых станций, микро- и фемтосоты тоже имеют пределы, ограниченные внутрисистемной интерференцией. Таким образом, беспроводные сети всегда оперируют ограниченным ресурсом, а ограниченный ресурс не может неограниченно продаваться. Или ограничения полосы и объемов трафика абоненту, или потеря качества. Поэтому наиболее вероятная модель – это стоимость беспроводного доступа, сопоставимая со стоимостью проводного, но при полосе в 10–100 раз меньшей и псевдобезлимитах. А стоимость проводного Интернета уже сейчас является вполне доступной в большинстве регионов РФ. Понятно, что чем больше радиочастотного ресурса задействует оператор с одного и того же набора базовых станций, тем выше его эффективность, тем лучшие условия он сможет предложить абоненту.

Владислав Швайбович: Снизить себестоимость строительства и эксплуатации сетей четвертого поколения может объединение усилий нескольких операторов. На рынке уже сложилось мнение, что конкурировать на уровне строительства инфраструктуры дорого и неэффективно. Конкуренция должна быть на уровне притягательности бренда, качества сервиса и удобства обслуживания. Например, "Ростелеком" уже подписал соглашения с группой Yota и компанией МТС о совместном развитии и использовании инфраструктуры связи. Мы также готовы рассматривать предложения других операторов. Такое сотрудничество позволит сократить затраты (не надо строить параллельные линии связи, площадки для размещения базовых станций и т.д.) и ускорить сроки строительства сетей. Это отражается и на тарифной политике. В результате выигрывают как операторы, так и абоненты, которые получат самые современные услуги быстро и по доступным ценам.

Как обеспечить внутрироссийский межсетевой, а также международный роуминг для абонентов в условиях разнообразия частот в сетях LTE?

Алексей Павлюц: Проблема роуминга – многогранная, и некоторые ее грани могут запросто сделать проблему многообразия частот далеко не самой главной. Многочастотные устройства появятся в течение ближайших трех-четырех лет. До того момента можно просто менять устройство, сохраняя сим-карту. Но даже этот сценарий не главный, тут закралось фундаментальное противоречие: существующая модель роуминговых отношений, порождающая грабительские тарифы на передачу данных в роуминге, не соответствует реалиям LTE. И без того сейчас покупка местных сим-карт стала нормой для активных пользователей, а большинство операторов предлагают "гостевые комплекты". LTE обрубает последний якорь – абонентский номер. Налицо несколько взаимно усиливающих друг друга тенденций: средняя доступная полоса растет, голос и видео мигрируют в модель Over the Top, а личные данные пользователя уходят в облака. В итоге все, что мне надо от оператора, – присоединение по I P, любое присоединение, лишь бы быстро и недорого. Ну и о каком роуминге в этом случае может быть речь? Единственный вариант, при котором операторы сохранят хоть какие-то доходы, – это уменьшение стоимости звонков и передачи данных в роуминге до уровня цен местного оператора или очень близко к нему.

Владислав Швайбович: LTE – это логичное продолжение развития стандартов GSM (2G) и UMTS (3G), поэтому наследует все наработки предыдущих стандартов, в том числе по межоператорскому взаимодействию (роумингу).

Что касается разворачивания сетей LTE на разных частотах и работы терминального оборудования, то вендоры, как правило, выпускают смартфоны, поддерживающие все популярные стандарты и частоты. Последние модели смартфонов обеспечивают работу как в GSM, так и в UMTS и уже в LTE (на различных частотах – от 800 до 2500 МГц).

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Андрей Чазов
Директор по стратегии ЗАО "ЭР-Телеком Холдинг"

Развитие сетей LTE – хорошая перспектива для совершенствования телекоммуникационной отрасли в целом. Организованный посредством LTE мобильный широкополосный доступ в Интернет позволит эффективно предоставлять услуги связи населению в самых отдаленных точках страны – там, куда невозможно протянуть кабель, что существенно сгладит проблему цифрового неравенства в России. Абонентская база и доход отрасли, без сомнения, увеличатся. Но произойдет это далеко не сразу.
Говорить о том, что технология 4G будет мешать развитию рынка фиксированной связи, на данный момент нет оснований. Фиксированный широкополосный доступ – проверенная приоритетная технология, которая на сегодняшний день достигла очень высокого уровня надежности, тогда как LTE с учетом российских условий будет приживаться на рынке еще не один год. Кроме того, LTE и проводная связь – это, по сути, два разных направления развития отрасли. Наряду с очевидными преимуществами мобильная связь более уязвима с точки зрения ее зависимости от чистоты эфира и наличия свободных частот для трансляции сигнала. На данный момент нет 100%-ной уверенности, что развертывание LTE на существующих GSM-частотах не отразится на качестве других GSМ-услуг и не будет мешать другим операторам.
Внедрение LTE потребует немалых капиталовложений. Абгрейд существующего дорогостоящего сетевого оборудования для целей мобильного ШПД потребует очень больших затрат, которые нескоро окупятся, тем более что сегодня спрос на услуги 4G не сформирован. Для предоставления голосовых услуг вполне достаточно существующих технологий, и большой потребности в 4G у абонентов нет, а потому раскрутка технологии и формирование спроса на LTE также будут стоить немалых усилий и денег. Таким образом, дефицит оборудования и свободных радиочастот, недостаточная востребованность мобильных устройств с поддержкой LTE будут существенно тормозить развитие данной технологии в ближайшие несколько лет. Думаю, что рынок в России созреет для LTE не ранее 2015 г.
И даже при условии сравнительно быстрого и безболезненного внедрения LTE определенная категория консервативных пользователей останется верна фиксированному ШПД просто потому, что этих людей все будет устраивать.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #1, 2012
Посещений: 6915

Статьи по теме

  Автор

Александр Балюк

Александр Балюк

Руководитель департамента развития систем доступа ОАО "ВымпелКом"

Всего статей:  1

  Автор

Алексей Павлюц

Алексей Павлюц

Заместитель генерального директора ОАО "Воентелеком"

Всего статей:  1

  Автор

Владислав Швайбович

Владислав Швайбович

Исполнительный директор, директор по управлению и развитию беспроводных активов ОАО "Ростелеком"

Всего статей:  1

В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций