Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Объединенные сервисы

Конкуренция на рынке связи подталкивает его игроков к поиску новых путей увеличения дохода, так как раздельное предоставление сервисов телефонии и доступа в Интернет уже не приносит прежних дивидендов. Стремясь компенсировать финансовые потери, российские операторы вынуждены предлагать абонентам конвергентные услуги в одном пакете поверх единой инфраструктуры.
Илья Карпов
Начальник отдела маркетинга
компании Zelax

Прикладная конвергенция

Конвергенция затрагивает различные взаимосвязанные процессы сразу в трех плоскостях: приложения, сетевая инфраструктура и сервисы. Для пользователей компьютеров и мобильных устройств уже стало нормой использование таких сервисов, как интернет-телефония, социальные сети, интерактивное телевидение, и всего того, что можно назвать современным термином "облачные вычисления". И не важно, посредством чего производится подключение к Сети: многообразие абонентских устройств уже сейчас позволяет использовать для получения доступа к повседневно востребованным конвергентным услугам медный кабель, оптоволокно или радиосреду. Пользователи имеют возможность звонить друг другу, используя вместо телефона ПК, ноутбук, нетбук или интернет-планшет. Они могут подключать к Интернету даже свои телевизоры (причем как при помощи ТВ-приставок, так и напрямую) и совершать с их помощью видеозвонки.

Конвергенция затрагивает различные взаимосвязанные процессы сразу в трех плоскостях: приложения, сетевая инфраструктура и сервисы. Для пользователей компьютеров и мобильных устройств уже стало нормой использование таких сервисов, как интернет-телефония, социальные сети, интерактивное телевидение, и всего того, что можно назвать современным термином "облачные вычисления".

Но различные устройства обладают уникальным функционалом, и поддерживают собственный набор интерфейсов и протоколов. Для того чтобы с их помощью все сервисы функционировали максимально удобно и эффективно для абонента, операторы должны внедрять конвергентные решения, позволяющие объединить разрозненные технологии, сети и устройства в единую сетевую инфраструктуру. Создать такую универсальную инфраструктуру позволяет протокол I P. Ярким примером его конвергентных свойств может служить разрабатываемая компанией Google и ее партнерами программно-аппаратная платформа для ТВ-приставок Google-TV. Ее достоинство заключается в том, что она может работать с любым телевизором пользователя, предоставляя ему возможность одновременно не только смотреть передачи через Интернет, но и заниматься Web-серфингом. К примеру, во время просмотра футбольного матча можно зайти на спортивный сайт и посмотреть составы обеих команд и сводную статистику их игры. Кроме того, платформа Google-TV способна объединить друг с другом разрозненные устройства: телевизор, мобильный телефон, компьютер, игровую приставку и др. Например, с ее помощью можно превратить мобильный телефон в пульт дистанционного управления для телевизора.

Сила в слиянии

До сих пор в России флагманами становления нового рынка конвергентных услуг остаются сотовые операторы, с завидным    аппетитом поглощающие игроков рынка фиксированной связи. Звание первопроходца в этом процессе по праву принадлежит ОАО "ВымпелКом" (торговая марка "Билайн"), которое в 2008 г. интегрировало в свою структуру сети "Голден Телеком" и "Корбина Телеком". Результат не заставил себя долго ждать: спустя 3 года более 50% бизнес-абонентов "ВымпелКома" на федеральном уровне, подключенных к сети фиксированной связи, также являются и абонентами мобильной сети "Билайн".

Но и конкуренты "ВымпелКома" не желают отставать. ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) в 2009 г. инициировала процесс объединения с ОАО "Комстар-ОТС". В отличие от "ВымпелКома", сконцентрировавшего конвергентные усилия на корпоративном рынке, МТС совместно с "Комстаром" сразу попытались оформить их и для массового рынка. Благодаря этому уже сегодня кое-где (например, в Северо-Западном регионе) абонентам МТС доступно конвергентное решение 3-в-1, подключаясь к которому абоненты получают существенную скидку в 20% на пользование как мобильным, так и фиксированным доступом к Интернету, такую же скидку на оборудование, а также возможность подключения к услуге платного ТВ по спецтарифу.


ОАО "МегаФон" вступило на путь конвергенции благодаря покупке ЗАО "Синтерра" – одного из крупнейших в России операторов фиксированной связи. После этой, а также ряда других сделок (например, покупки петербургского оператора ЗАО "Метроком") "МегаФон" вывел на рынок собственные конвергентные предложения. Например, "Офис на связи FMC", позволяющий объединять фиксированные и мобильные телефоны корпоративного клиента в единый план короткой нумерации, при помощи которого можно совершать вызовы по короткому номеру и с льготной тарификацией внутри компании.

Умные сети

В условиях расширения количества функций, возлагаемых на одну сеть, для оператора очень важно сохранить качество предоставляемых услуг на высоте. Когда за каждый отдельный сервис отвечала конкретная сеть со своей специфической инфраструктурой, она была специально сконфигурирована для качественного предоставления этого конкретного сервиса. Можно провести аналогию с пользовательскими устройствами: цифровая камера, встроенная в мобильный телефон, не способна осуществлять съемку так же качественно, как обычный цифровой фотоаппарат. В случае с конвергентными сетями, способными одновременно транслировать по одной среде голос, видео и данные, подобное недопустимо. И IP-телефония, и потоковое видео весьма чувствительны к любым сбоям или задержкам передачи данных, поэтому транспортные решения для конвергентных сетей должны дифференцировать содержимое трафика, правильно расставляя приоритеты использования ширины канала для передачи различных типов данных.

До сих пор в России флагманами становления нового рынка конвергентных услуг остаются сотовые операторы, с завидным аппетитом поглощающие игроков рынка фиксированной связи.

Решение данной задачи наряду с задачей обеспечения совместимости различных абонентских устройств может стать ключом к успеху оператора, решившего пойти по пути конвергенции: обе эти проблемы могут быть решены путем глобального перевода сетевой инфраструктуры оператора на IP-технологии. Сейчас, когда интеграция фиксированного и мобильного трафика еще находится в начале большого пути, конвергентные услуги, предлагаемые ведущими операторами, рассчитаны по большей части на корпоративных клиентов. В основном такие предложения ограничиваются существенными скидками для абонентов, одновременно пользующихся фиксированной и мобильной связью или проводным и беспроводным доступом в Интернет. Поэтому многие абоненты вынуждены пользоваться услугами не одного, а сразу нескольких операторов, предоставляющих различные сервисы, что, конечно же, неудобно и неоптимально с точки зрения расходов. В этой ситуации в выигрыше окажутся те операторы, которые смогут предоставлять своим клиентам весь спектр необходимых услуг.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #5, 2011
Посещений: 5797

Статьи по теме

  Автор

Илья Карпов

Илья Карпов

Начальник отдела маркетинга компании Zelax

Всего статей:  6

В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций