Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Импортозамещение в телекоме: векторы развития, потребности рынка и возможности российских производителейImport substitution in telecom: the vectors of development, market demand and opportunities of Russian producers

Светлана Аполлонова
Председатель Совета Ассоциации производителей
электронной аппаратуры и приборов (АПЭАП)
Svetlana Apollonova
Council Chairman of Russian association of manufacturers
of electronics and electronical devices

– Какую роль играет АПЭАП в процессе импортозамещения в сфере IT и телекоммуникаций?
– АПЭАП участвует в большинстве процессов, касающихся импортозамещения в телекоме и электронной промышленности в целом. АПЭАП входит в Межведомственный экспертный совет при Минпромторге по присвоению статуса "Телекоммуникационное оборудование российского происхождения" (ТОРП), в координационный совет по вопросам инновационного развития радиоэлектронной промышленности Минпромторга, в межведомственную рабочую группу Минпромторга–Минкомсвязи по координации работ, связанных с вопросами импортозамещения в сфере телекоммуникационного оборудования. Ассоциация представляет в этих группах интересы малых и средних компаний – разработчиков и производителей оборудования.

Почему в первую очередь упор делается на телеком? Сегодня это единственный сегмент, в котором выработаны и утверждены однозначные критерии признания оборудования российским, а также порядок и методика присвоения статуса ТОРП. Таким образом, понятно, чем можно замещать зарубежное и кого следует поддерживать. Сейчас на подходе близкие по духу критерии для микроэлектроники и ПО.

– Чего, на ваш взгляд, уже удалось добиться и каковы основные приоритеты на 2016 г.?
– В качестве положительных моментов можно указать создание и работу Межведомственного экспертного совета по присвоению статуса ТОРП, разработку критериев для микроэлектроники и ПО.

Межведомственный экспертный Совет (МЭС) по присвоению статуса ТОРП работает уже 4 года. Конечно, есть много шероховатостей в процедуре присвоения статуса, но она решает несколько очень важных задач:

1. Очень важно, чтобы государственную поддержку получали действительно российские компании, разрабатывающие и производящие телекоммуникационное оборудование в России. Поэтому именно МЭС разбирается, кого действительно необходимо поддерживать и стимулировать. За время работы МЭС более 100 типов оборудования получили такой статус. Ряду компаний/совместных предприятий было отказано в статусе по причинам, начиная от отверточной сборки (и даже просто только нанесения термоклея и полуавтоматической сборки коробок) и заканчивая воспроизведением оборудования, но без доступа к исходным кодам и возможности дальнейшей модернизации без официального разрешения зарубежного партнера.

2. До сих пор утверждения ряда компаний с госучастием о том, что большая доля оборудования на их сетях – российское, базировались в лучшем случае на заявлениях самих поставщиков. Сейчас есть ясный механизм и критерии проверки, насколько государственный сектор и компании с госучастием используют российское оборудование.

3. МЭС формирует объективную картину того, что мы имеем российского в телекомсекторе на сегодняшний день. И это очень важно для формирования законченной линейки собственных продуктов и стратегии развития отрасли соответственно. В настоящее время мы имеем отдельные инновационные продукты российских компаний, но эти компании не могут встроиться в законченные системы и линейки продуктов, которые предлагают зарубежные вендоры. А потребителям, естественно, удобнее покупать системы "под ключ", чем конструктор "сделай сам".

4. На примере МЭС мы создали открытую, прозрачную и эффективную модель работы межведомственной структуры. Совет состоит из порядка двадцати членов и включает представителей трех министерств, представителей профильных ассоциаций и госкорпораций. Сейчас в составе Совета начали работать представители основных операторов и силовых структур. Решения принимаются коллегиально: открытым голосованием. При спорных вопросах приглашаются дополнительные эксперты. Такой подход дает возможность принимать объективные решения и исключает коррупционную составляющую.

Хочу отметить достижения коллег из Ассоциации разработчиков программных продуктов "Отечественный софт". Они подошли к очень важному моменту – финальной стадии утверждения Постановления Правительства "Об установлении запрета на допуск ПО, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Надеюсь, что они доведут это постановление до вступления в действие. Этим будет создан прецедент практического правоприменения и поддержки российских разработчиков.

К сожалению, в телекоме с мерами поддержки и стимулирования российских производителей дела обстоят крайне печально. Основная проблема – межведомственная разобщенность. Вместо того, чтобы объединять усилия для решения поставленной задачи обеспечения безопасности и технологического и экономического роста страны, каждое ведомство или компания оценивают свою эффективность в отрыве от влияния своей деятельности на развитие государства в целом.

Все предложения по правоприменению совместного приказа по присвоению статуса ТОРП, выработанные МЭС, финансово-экономический блок зарубил.

К сожалению, сильнейшее противодействие идет и со стороны потребителей – компаний с госучастием (по условиям вступления России в ВТО преференции и поддержка разрешена только в госсекторе и компаниях с госучастием). Так, например, по результатам заседания Межведомственной рабочей группы (МРГ) по вопросам импортозамещения в телекоме (Минпромторг/Минсвязь) компании "Ростелеком" было поручено дать предложения о возможных изменениях критериев эффективности деятельности компании и KPI управленческого состава, направленные на увеличение закупок телекоммуникационного оборудования, имеющего статус российского происхождения (п. 6 раздела 2 Протокола МРГ от 3 июня 2015). Также п. 3 раздела 1 того же Протокола Минпромторгу и Минсвязи было поручено "разработать дорожную карту по оптимизации и гармонизации отношений между российскими производителями и потребителями телекомоборудования". Вместо этого от Минкомсвязи приходят предложения "о рассмотрении возможности включения в перечень конкурсной документации для продукции из Юго-Восточной Азии положений, предусматривающих раскрытие части (!) технической информации и возможности локализации на территории РФ" (предложения от Минкомсвязи в адрес Минпромторга от 04.06.2015 г.) и многочисленные документы о создании Центра тестирования в Башкортостане с требованием тестирования всего оборудования российских производителей, претендующих на статус ТОРП на возмездной основе. Так как согласно предложенному Минкомсвязи положению о Центре предполагается тестирование на соответствие заявленным техническим характеристикам (по сути – дублирование сертификации "Электросвязи"), то совершенно непонятно, каким образом это поможет при экспертизе на российское происхождение. Зато, безусловно, поможет повысить себестоимость российского оборудования (услуга возмездная) и, соответственно, снизить его конкурентоспособность. Таким образом, данная инициатива есть не что иное, как навязанная услуга. И это при том, что по словам заместителя главы Республики Башкортостан, на создание этого центра было потрачено не менее 300 млн руб. из бюджета.

Далее от ПАО Ростелеком 27.07.15 г. пришло письмо, в котором Минпромторг информируется о создании в компании "Ростелеком" Комиссии по реализации процессов импортозамещения. Начала свою деятельность эта комиссия с разработки собственных критериев российского происхождения. Если каждая компания будет сама вырабатывать собственные критерии и решать, что является в их понимании отечественным, то, боюсь, результат импортозамещения будет диаметрально противоположен заявленным целям.

Все это говорит о нежелании ряда структур системно, на государственном уровне решать задачу импортозамещения и использовать вместо этого ситуацию для продвижения собственных узковедомственных или частных интересов. Если задача поставлена и правила определены на государственном уровне, то они должны неукоснительно выполняться.

Таким образом, основной приоритет на 2016 г. – добиться практических результатов по формированию гражданского рынка для отечественных производителей и приступить к формированию законченной линейки телекомоборудования со статусом ТОРП.

– Как вы можете оценить процесс реализации Приказа № 662 Минпромторга России от 31 марта 2015 г. "Об утверждении отраслевого плана мероприятий по импортозамещению в радиоэлектронной промышленности Российской Федерации" и последних документов, выпущенных Минсвязи в свете импортозамещения?
– Насколько я знаю, процесс реализации этого приказа еще не начался. 21 сентября 2015 г. состоялось заседание Межведомственной рабочей группы "по снижению зависимости радиоэлектронной отрасли от импорта оборудования, комплектующих и запасных частей, услуг (работ) иностранных компаний и использования иностранного ПО, а также по развитию радиоэлектронной отрасли Российской Федерации" по вопросу корректировки отраслевого плана мероприятий по импортозамещению в радиоэлектроннойй промышленности РФ, утвержденного приказом Минпромторга России от 31 марта 2015 г. № 662 (в редакции приказа Минпромторга России от 26 мая 2015 г. № 1263) под председательством заместителя министра промышленности и торговли РФ А.И. Богинского.

На этом заседании обсуждалась корректировка перечня. Я думаю, что реализация начнется в рамках госпрограммы с 2016 г.

– В "Плане содействия импортозамещению в промышленности" (распоряжение Правительств Российской Федерации от 30.09.2014 № 1936-р) содержится более 500 позиций, по которым устанавливаются максимальные плановые доли импорта к 2020 г. Считаете ли вы возможным замену телекоммуникационного оборудования, на котором работают отечественные операторы связи? В большинстве своем это импортируемое оборудование, аналогов которого на российском рынке нет.
И некоторые зарубежные производители значительно снижают цены на свою продукцию и дают выгодные условия кредитования, в то время как российские производители не получают дополнительного финансирования на свое развитие, и им тяжело конкурировать в ценовой политике. За счет каких мер возможно переломить данную тенденцию?
– Во первых, в большинстве сегментов есть достойное и по цене, и по качеству российское оборудование. Ниши, где отечественные производители не могут ничего предложить, – это мощные граничные маршрутизаторы и коммутаторы, системы сотовой связи. Одна из основных проблем в том, что операторы связи не хотят покупать российское, какие бы цена и качество не были. Причины этому разные – начиная от того, что крупным компаниям (оператору и вендору) легче взаимодействовать друг с другом, и кончая личными интересами. Конечно, есть проблемы у отечественного оборудования, но эти проблемы решаемы. Было бы желание. А вот когда желания нет, то начинается оперирование понятием "аналог". Если сравнивать два предмета/типа оборудования/системы и т.п. всегда можно найти (создать) отличия и признать данный объект не имеющим аналогов. Что успешно и применяют операторы при написании условий тендеров, зачастую прописывая в условиях избыточные, но однозначно определяющие поставщика, характеристики оборудования. В этой связи не могу не остановиться на Постановлении Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 "О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации". Согласно разрабатываемому к этому Постановлению "Порядку подтверждения отсутствия на территории Российской Федерации производства промышленной продукции" решение об отсутствии аналогов в РФ будет приниматься по "параметрам промышленной продукции, касающимся функционального назначения или перечня выполняемых функций, области применения, качественным характеристикам (длительность гарантийного срока, срока годности или срока службы, надежность, энергоемкость, экологичность, физические, химические, механические, органолептические свойства, не относящиеся исключительно к внешнему виду промышленной продукции и существенным образом влияющие на функциональное назначение, область применения или качественные характеристики промышленной продукции)". Т.е. будет обосновываться отсутствие аналога как такового. И по предложенным параметрам всегда можно доказать с гарантией 100% отсутствие российских аналогов, какие методики экспертизы ни изобретай. Это просто "зеленая улица" всему импортному. Поэтому если Постановление начнет действовать, то на импортозамещении (по крайней мере, в телекоме) можно будет ставить крест.

Подход с точки зрения аналогов – это скользкая дорожка, ограничивающая развитие простым копированием. Этот путь может оставить страну в разряде вечно догоняющих.

Задачу импортозамещения в телекомсекторе надо начинать решать с формирования рынка для отечественного оборудования, о чем говорится уже давно.

В соответствии с п. 6 Протокола заседания президиума Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию от 9 июня 2015 г. Минпромторгом и Минкомсвязи были разработаны предложения по поддержке российских сотовых операторов, приобретающих российское оборудование (эти предложения, кстати, тоже были отклонены позднее финансово-экономическим блоком). Всегда лучше, когда какое-то действо совершается по доброй воле. Эффективность и результат, как правило, гораздо выше. Поэтому принятие мер по стимулированию потребителей – важный шаг в формировании гражданского рынка для отечественных производителей. Вопрос – достаточно ли мер только стимулирования потребителей? Ответ – было бы достаточно при наличии нескольких базовых принципов:

  • прозрачности и жестком контроле формирования условий закупок и выбора поставщика;
  • равнозначных финансовых условий и возможностей российских и зарубежных производителей;
  • проведения государством активной (а лучше опережающей) технической политики.

Теперь по пунктам.

Не секрет, что зачастую тендеры прописываются под совершенно конкретного поставщика или для недопущения конкретного российского участника. Что можно сделать? Мне кажется, здесь сработало бы предложение МРГ по импортозамещению в сфере телекомоборудования по пересмотру критериев эффективности деятельности компаний с госучастием и KPI управленческого состава, направленные на увеличение закупок телекомо-борудования российского происхождения.

Для приведения к минимуму субъективного фактора при формировании тендеров очень помогла бы общественная экспертиза (по типу экспертизы МЭС). При Минкомсвязи идет работа по созданию аналитического центра с участием профильных софтверных ассоциаций. Это в развитие темы по Постановлению Правительства "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Но из-за отсутствия нормативной базы на данный момент центр имеет право мониторить только результаты прошедших тендеров и задавать вопросы задним числом. Это лучше, чем ничего, но после того, как большая партия оборудования закуплена, расследование на тему "почему не российское" может дать только моральное удовлетворение. Нужны НПА, позволяющие экспертным организациям влиять на формирование условий тендеров.

Равнозначные финансовые условия. То, что у российских производителей нет дешевых длинных денег, только ленивый не говорит. Сейчас идет работа по механизмам субсидирования ставок по кредитам – это и Фонд развития промышленности, и вновь открывающиеся госпрограммы. Но когда приходит оборудование из Юго-Восточной Азии вместе с инвестициями из фондов тех же странах, то субсидирование ставок не очень работает. Что в данной ситуации можно сделать? Наверное, самое правильное – инвестировать из российских фондов и создавать лизинговые компании. Или вводить запретительные меры, которые поставят зарубежных поставщиков в равные условия с российскими. Конечно, лучше первое.

Исходя из вышеказанного, получается, что одни стимулирующие меры ситуацию с импортозамещением не изменят.

Необходим сбалансированный комплекс понуждающих мер. И по моему мнению, начать надо с ФЗ-223. Причем не введением балльных преференций, как предлагает компания "Ростелеком", а прямым запретом покупки зарубежного оборудования, если есть два или более российских аналога. Понимаю, сколько контраргументов это вызовет, но на мой взгляд – это единственный метод переломить ситуацию. В первую очередь – в мозгах потребителей. Разговоры о том, что все станет дорого, – лукавство. Именно олигополия транснациональных вендоров держит высокие цены на инфраструктурное телекомоборудование. Или роняет цены "ниже плинтуса" и дает рассрочку платежа на 5–10 лет, чтобы выбить локальных производителей. А потом добирает свое на аксессуарах и сервисах жизненного цикла. Более того, если потребители поймут, что им придется выбирать из двух российских продуктов, то начнется диалог, а инвесторам будут понятны гарантии возврата инвестиций.

И, конечно, важная мера – заградительные пошлины. И не в 10%. Так, например, когда в Южной Корее начали выпускать собственные автомобили, на аналогичные зарубежные были выставлены заградительные пошлины в 600%.

И последнее. Про опережающую техническую политику. Естественно, чтобы российское оборудование было востребовано (и не только в нашей стране), надо играть на технологическое опережение, а не копировать уже устаревающее. Я знаю много частных компаний, у которых есть великолепные идеи, но они не могут себе позволить себе их профинансировать, т.к. нет возможности сбыта. По этой же причине они не могут привлечь инвестиции. И это к вопросу о российских инвестициях. Здесь, мне кажется, было бы очень интересно обратиться к предложениям в план адаптации России в ВТО со стороны авиационной промышленности. "2.7. Подготовка предложений по вопросу введения института гарантии остаточной стоимости (ГОС), гарантии эксплуатационных характеристик, гарантии летной годности со стороны производителей авиационной техники содновременным предоставлением отечественным производителям авиационной техники контргарантий со стороны государства". Мне кажется, что что-то подобное могло бы помочь при реализации программ импортозамешении в сфере телекомоборудования.

В формировании гражданского рынка также очень важны национальные стандарты. У нас в телекоммуникациях в гражданском сегменте на сегодняшний день практически не осталось национальных стандартов, работа над ними закончилась в 1980-х гг. Сегодня регуляторы ждут прихода зарубежных стандартов, которые приходят вместе с соответствующим зарубежным оборудованием. А в то же время все страны – технологические лидеры разрабатывают собственные стандарты, позволяющие выводить и обкатывать своим производителям новые технологии, создавая на локальном рынке наиболее благоприятные условия. А затем, постоянно работая в соответствующих международных комитетах и организациях, продвигать свои национальные стандарты как международные в те страны, которые опоздали с собственными разработками и производством.

– Существует мнение, что одна из проблем российских предприятий состоит в слабой маркетинговой политике, вследствие чего возникает заблуждение, что российских систем и оборудования IT и связи вообще нет. Возможно, различным ассоциациям следует более активно поддерживать отечественных производителей, помогать впродвиженческих проектах и акциях, участии в отраслевых выставках и конференциях под своей эгидой?
– Маркетинг, конечно, важный элемент бизнес стратегии, но мне ситуация видится по-иному. Для примера: сейчас в рамках программы Минпромторга по импортозамещению в сфере ТЭК к нам обратился ряд нефтегазовых компаний с просьбой дать список российских компаний и перечень их оборудования для включения в программу по импортозамещению. Я запросила ряд членов нашей ассоциации и выяснила, что все они проходили тестирование в соответствующих центрах этих нефтегазовых компаний и даже были включены в список рекомендованных к закупкам. Но статистика – упрямая вещь, и по-прежнему на сетях ТЭК 95% инфраструктурного телекоммуникационного оборудования импортное. Об этом говорят сами заказчики. Не покупают они отечественное не из-за маркетинга, а по причинам, о которых говорилось выше. Как сказал один из заказчиков, выступавших на одном из форумов: "Мы будем покупать, вы нас заставьте". То же самое происходит и с сотовыми операторами. Что необходимо сделать российским производителям, это сформировать собственную законченную линейку отечественных продуктов, обеспечивающую совместимость, а также развивать сети технической и сервисной поддержки.

И последнее. Хорошо если бы появились системные интеграторы, специализирующиеся на продвижении российского телекомоборудования. Мне кажется, они бы тоже заслуживали отдельных мер поддержки со стороны государства.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #5, 2015
Посещений: 4577

Статьи по теме

  Автор

Светлана Аполлонова

Светлана Аполлонова

Председатель Совета Ассоциации производителей
электронной аппаратуры и приборов (АПЭАП)

Всего статей:  2

В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций