Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Решения корпоративного класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Тенденции развития IPTV

О тенденциях развития и преимуществах интерактивного телевидения (IPTV, OTT и гибридных вариантов) редакции журнала "Технологии и средства связи" рассказал Александр Викторович Воскресенский, директор по международным продажам и развитию бизнеса компании Smartlabs LLC.
Александр Воскресенский
Директор по международным продажам
и развитию бизнеса компании Smartlabs LLC

Имеет ли в настоящий момент IPTV преимущества перед обычным телевидением (аналоговым или цифровым)?
- В настоящий момент интерактивное телевидение, IPTV, переживает период бурного роста. В первую очередь это, конечно, связано с повсеместным распространением широкополосного интернет-доступа.

В этом смысле преимущество IPTV перед обычным телевидением заключается в потенциале роста - есть готовая инфраструктура, на базе которой можно реализовать интерактивные сервисы.

Еще один важный момент - обилие интерактивных медиаразвлечений, которые может предложить IPTV, и широкий выбор дополнительных сервисов. Видео по требованию (VoD), отложенный просмотр (TimeShift), персональная запись передач (PvR), электронный телегид, различные интернет-сервисы - все это и многое другое может предоставить абоненту современное IPTV

С точки зрения оператора, IPTV предлагает полный набор инструментов для управления абонентами. Оператор может получать практически любую статистику, четко таргетировать свои услуги и в известной мере управлять продажами контента.

Нельзя не упомянуть и о таком преимуществе IPTV, как возможность развития в гибридных сегментах. Так, в России на сегодняшний день очень многообещающим направлением является DVB-C/IPTV Можно с достаточно высокой долей уверенности говорить о том, что многие кабельные операторы пойдут по пути расширения перечня предлагаемых услуг за счет интерактивных сервисов на базе IPTV

Насколько IPTV пользуется спросом в том виде, в котором оно реализовано сейчас? Можно ли говорить о его рентабельности как в России, так и в мире?
- Спрос на IPTV растет, сами сервисы вполне рентабельны. По данным iKS-consulting, за 2012 г. мировой рынок платного ТВ вырос на 6%, российский рынок показал опережающий рост на целых 19%, до 47 млрд рублей. При этом отечественный сегмент IPTV продемонстрировал стремительный взлет в 73%. Количество абонентов IPTV увеличилось с 1,5 до 2,7 млн. Доля IPTV за прошедший год выросла сразу с 5 до 9%. По сравнению с позапрошлым годом это более чем четырехкратное увеличение доли. В 2011 г. данный показатель находился на уровне всего 2%.

J'son & Partners Consulting приводит данные, близкие к данным iKS-consulting. J'son & Partners указывает, что за последние два года (2011 и 2012) абонентская база IPTV увеличилась в 1,6 раза.

Мировая динамика также говорит о росте IPTV В отчете британского коммуникационного регулятора Ofcom говорится, что во Франции IPTV с долей более 28% рынка составляет основную конкуренцию традиционному цифровому телевидению. Активный рост показали также Канада, Швеция, Нидерланды (данные на конец 2011 г.). В Нидерландах за год доля IPTV выросла с 5 до 11%. Это объясняется, в частности, распространением широкополосной инфраструктуры и сравнимой стоимостью услуг кабельного и IP-телевидения.

Американские аналитики из ABI говорят о росте рынка национального платного ТВ на $15 млрд (с 223 до 238 млрд). При этом доля IPTV в 2012 г. составила 11,5 против 10% в 2011-м. То есть даже на насыщенном и конкурентном североамериканском рынке IPTV-сегмент демонстрирует очень неплохую динамику.

Согласно прогнозам, в ближайшие годы рост рынка IPTV продолжится, причем в России он будет расти быстрее, чем в среднем по миру.

Каковы основные бизнес-модели операторов, предоставляющих IPTV?
- Есть целый набор различных бизнес-моделей, используемых IPTV-oneраторами.

Так называемая классическая модель подразумевает, что оператор предлагает абонентам готовые пакеты каналов. Абонент может выбрать один или несколько пакетов, но сконфигурировать их нельзя. В классической модели видео по требованию оплачивается в формате pay per view (оплата за просмотр), при этом цена на контент определяется его свежестью и популярностью.

У классической бизнес-модели IPTV есть свои вариации. Первый вариант - когда появляется подписка a la carte. В этом случае абонент выбирает каналы самостоятельно. Как правило, для абонента это немного дороже стандартного пакета, однако в результате он платит только за действительно интересные и нужные каналы.

Другой вариант предполагает наличие "золотой коллекции" фильмов в VoD. Сам доступ к такой коллекции бесплатен, оплачивается подписка на новинки и обновления в течение месяца, также обычно доступен канал с фильмами.

Если у абонента подходящая приставка, появляется возможность хранения контента уже непосредственно на ней. Здесь есть два пути: либо просмотр, либо аренда контента, в том числе долгосрочная. Однако контент хранится в зашифрованном виде и доступен исключительно на приставке.

Далее может добавляться возможность скачивания контента, включая зашифрованные каналы, и использование Push VoD. Push VoD позволяет дистанционно заказывать закачку определенного контента на включенное устройство.

В зависимости от стадии развития бизнеса оператора к описанным возможностям добавляются функции Time Shift, PvR, nPvR и тому подобные.

Перечисленные модели могут в той или иной степени модифицироваться с учетом степени развития и размеров оператора. Дойдя до определенного момента, оператор начинает работать по смешанным моделям, куда, помимо IPTV, входят OTT/Hybrid TV. Смысл бизнес-моделей сохраняется, расширяются только перечень устройств, на которые доставляется контент, и спектр сервисов.

Какова грань (разница) между IPTV и ОТТ?
- IPTV функционирует на основе платформы, которая создается и полностью контролируется самим оператором. В IPTV оператор напрямую работает со своими абонентами. Управляет сетью и владеет всей инфраструктурой. Кроме того, оператор контролирует все оконечное оборудование, находящееся у пользователей.

ОТТ (Over-the-Top) имеет целый ряд принципиальных отличий, причем как от IPTV, так и от более ранних, традиционных стандартов. Основное отличие стандарта ОТТ - неуправляемость сети. Доставка контента здесь происходит поверх существующей интернетсети.

Абоненту достаточно иметь доступ в Интернет и любое подходящее для проигрывания контента устройство, будь то приставка, ТВ, персональный, планшетный компьютер или смартфон. При этом если в IPTV-сети оператор гарантирует определенный уровень качества передачи, то в ОТТ-сетях происходит гибкая подстройка потока под пропускную способность канала. Поэтому качество видео, передаваемого через ОТТ, может варьировать в реальном времени.

Стоит сказать и о необходимости разрабатывать отдельный интерфейс для каждого типа оборудования. Абонент по-разному взаимодействует с телевизором, компьютером и, например, сенсорными мобильными устройствами. Логика интерфейса на каждом из типов устройств может довольно сильно отличаться. Все они обладают разной производительностью, что тоже должно учитываться. При этом необходимо обеспечить некое визуальное единство всех интерфейсов, а это требует определенных усилий.

Вместе с тем ОТТ предполагает большую свободу в предоставлении интерактивных сервисов, нежели IPTV С одной стороны, ОТТ позволяет операторам предоставлять услуги не только собственным абонентам, но и сторонним пользователям. С другой - ОТТ-технологии заметно снизили "входной порог" на рынок медиа-развлечений для сторонних игроков. Возможность продавать контент напрямую зрителям появилась у производителей контента и у дистрибьюторов, не имеющих ни собственной сети, ни собственного контента. Правда пока преимущество все равно на стороне операторов, так как они обладают необходимым опытом по работе с потребителями.

Как будут развиваться услуги IPTV? С какими наиболее вероятными трудностями/препятствиями предстоит столкнуться при реализации этих планов?
- Для России IPTV и интерактивные сервисы в целом - это все еще новое направление, несмотря на целый ряд реализованных проектов. В нашей стране компании продолжат делать пробы и совершать ошибки, работая в рамках данной модели. В этом будут участвовать абсолютно разные компании, совершенно разных масштабов. Насколько это будет успешно, предсказать трудно. Сейчас мы можем констатировать только одно: пока что неудачные варианты мы видели чаще удачных.

Стоит сказать, что технология и бизнес-модели IPTV наиболее успешно реализуются в основном крупными телеком-операторами с обширными базами абонентов широкополосного доступа. Соответственно ОТТ будет развиваться в виде дополнительных услуг в сетях операторов, предоставляющих IPTV-сервисы. В итоге в России IPTV и ОТТ скорее будут дополнять друг друга, прямой конкуренции между ними не будет. При этом ОТТ может столкнуться с отдельными проблемами в плане монетизации сервисов. Тем не менее оно будет постепенно развиваться и вскоре на российском рынке должны эффективно заработать несколько крупных ОТТ-проектов.

В целом будет наблюдаться рост абонентских баз и доли IPTV на рынке платного ТВ. В конечном итоге интерактивное ТВ (IPTV, ОТТ и гибридные варианты) просто перехватит лидерство у неинтерактивного телевидения.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #2, 2013
Посещений: 6622

Статьи по теме

  Автор

Александр Воскресенский

Александр Воскресенский

Директор по международным продажам
и развитию бизнеса компании Smartlabs LLC

Всего статей:  1

В рубрику "Решения корпоративного класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций