Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Решения корпоративного класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Телефон или компьютер?

Рынок IP-сервисов продолжается развиваться, набирает все больший темп и расширяет географическое проникновение практически в каждый населенный пункт нашей страны. Все более интенсивно вытесняются старые TDM-ATC, взамен приходят VoIP-решения. Это приводит к тому, что на сегодняшний день покупатель при выборе АТС отдает предпочтение возможности в базовой конфигурации использовать VoIP-сервис. В целом разделяют три типа ATC:

  1. ATC на базе технологии коммутации каналов;
  2. гибридные ATC, совмещающие технологии коммутации каналов и пакетной коммутации - VoIP;
  3. pure IP-ATC, работающие только в сетях IP.

Текущий обзор посвящен решениям третьего типа, базирующимся на технологии VoIP. Для взаимодействия с другими интерфейсами телефонии используются IP-шлюзы или платы компьютерной телефонии.

Отдельно остановимся на тенденции развития IP-ATC. Благодаря гибкости и программной реализации данных продуктов, они близки к классу решений для организации call-центров. Многие производители в своей линейке предлагают оба класса продуктов. Такой подход при целом ряде изначальных преимуществ обеспечивает клиенту сохранение инвестиций в телекоммуникационную инфраструктуру и предоставляет более гибкие возможности по расширению емкости абонентов и увеличению сервисов. Ведь очевидно, что при программном решении мы не упремся в закончившиеся слоты расширения блока станции.

На сегодняшний день рынок предлагает достаточно широкий выбор продуктов для организации связи по IP-сетям. Остановимся на некоторых популярных решениях отечественных и зарубежных производителей.

Весь базовый функционал IP-ATC совпадает с возможностями традиционных ATC. Наряду со стандартными функциями, IP-протокол передает статус абонента. С этого начинаются преимущества. Таким образом, нам доступны не только статусы "свободен" и "занят", а еще могут быть online, offline, away, а также в ряде случаев указание причины отсутствия. Это напоминает всем известный принцип статусов в программах Instant messaging (ICQ и т.п.)

Другим и, пожалуй, самым важным преимуществом IP-ATC является пространственная независимость абонента, причем в случае переезда сотрудника автоматически сохраняется его внутренний номер, а при использовании программного телефона сотрудник может менять свое местоположение, и это никак не скажется на изменении его внутреннего номера, так как при каждой авторизации программного телефона остается закрепленный номер. Далее по важности хотелось бы отметить более простое и недорогое расширение. Достаточно приобрести лицензию или совсем не тратить средства в случае использования бесплатных решений и добавить нового пользователя в номерной план. Также достигается экономия средств при монтаже, потому что отпадает необходимость в прокладке отдельных кабелей только для телефонных аппаратов. Следующим концептуальным преимуществом IP vs TDM PBX являются более гибкие возможности по реализации различных сервисов самообслуживания и более тесной связи с информационными системами компании. Согласитесь, что существенно повысится качество и сократится время на обслуживание вызова, если вместе со звонком вам поступает на экран монитора информация о звонящем клиенте (например, сведения о последней покупке или текущей ситуации по сделке). Такие решения внедряются в службы технической поддержки операторов связи, когда со звонком абонента по данным АОН автоматически "поднимается" карточка регистрации инцидента и там же отображается вся необходимая информация о балансе и предоставляемых услугах. При отрицательном балансе IP-PBX сможет автоматически сообщить об этом и попросить погасить задолженность, чтобы возобновить предоставление услуг. Однако такие системы уже сложно отнести к обычным IP PBX, и производители нередко именуют их как платформы для организации голосовых сервисов и решения для создания центров обработки вызовов (call-центров).

При всем многообразии необходимых для автоматизации бизнеса функций такие решения не лишены недостатков.

IP PBX подвержена атакам хакеров и вирусов, что может на продолжительное время оставить компанию без связи.

Для обслуживания IP-телефонии зачастую требуется как более дорогое администрирование, так и высококвалифицированные специалисты. Этот вопрос наиболее актуален в маленьких компаниях, которым не нужно часто изменять настройки в работе ATC и у которых нет в штате выделенного системного администратора.

При использовании IP-телефонии существенно увеличивается нагрузка на каналы передачи данных, что особенно важно для удаленных объектов и при больших количествах пользователей. Стоит отметить еще один недостаток -это задержки в передаче голосовых пакетов, их потеря и, как следствие, ухудшение качества связи.

Есть ряд моментов, мешающих развитию популяризации чистых IP PBX. Несмотря на достаточное количество предложений и нулевую стоимость продуктов, к процессу внедрения необходимо подойти с определенной зрелостью сетевой инфраструктуры. Изначально компания должна быть готовой к сопутствующим рискам в процессе эксплуатации и использованию дополнительного трафика. Кроме того, дополнительным фактором служит не всегда хорошее качество связи. Нередко пользователи сталкиваются с эффектом эха, и бороться с ним особенно сложно на стыках при подключении к сети ТфОП на аналоговых линиях.

Еще одной причиной является уже устоявшийся в многолетней практике опыт использования TDM-оборудования, а для перехода на IP нужно не только полностью переделывать кабельную сеть, но и демонтировать оборудование, и в данном случае вопрос сохранения инвестиций является более приоритетным. В таких ситуациях клиенты либо развивают текущую схему, либо дополняют телефонную сеть гибридными решениями.

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Владимир Ярославский
Менеджер по продвижению решений для рынка SMB Avaya Product Marketing Group

На сегодняшний день можно говорить о том, что "чистые" IP-ATC пользуются большой популярностью в России. Так как затраты на эксплуатацию "чистых" IP-ATC невелики, а функциональность достаточно высока, поскольку они предоставляют широкие возможности для внедрения различных приложений, обеспечивающих эффективные решения бизнес-задач и обслуживания клиентов, распространение их в России начинается с крупных, динамично развивающихся компаний, имеющих распределенную структуру. Такие компании могут реально ощутить все преимущества данной ИТ-технологии: связь, основанная на "чистой" IP-ATC, легче разворачивается и обладает большой гибкостью - ее можно быстро настроить соответственно требованиям текущего момента. Внедрение "чистых" IP-ATC наблюдается не только в Москве и Санкт-Петербурге, где есть надежные каналы, обеспечивающие качественную связь, но и в большинстве российских регионов, так как в связи с развитием коммерческих операторов связи появление таких каналов вопрос не будущего, а настоящего времени.

Поэтому можно говорить о том, что в ближайшее время произойдет рост спроса на "чистые" IP-ATC.

Александр Козочкин
Технический директор подразделения корпоративных сетей Nortel

Заказчиками "чистых" IP-ATC в основном являются банки, офисы крупных компаний, территориально распределенные организации, в том числе государственные, кампусы - словом все те, кто старается извлечь максимум выгоды из возможностей IP-телефонии. При этом их привлекает мобильность, возможность использовать более сложные приложения, более низкие затраты на обслуживание сети и т.д. Сейчас совершенно понятно, что тенденции развития телефонии подразумевают переход к унифицированным коммуникациям, концепция которых нацелена на интеграцию телефонии с программными приложениями для офисов, CRM-системами и другими программными средствами повышения производительности. В дальнейшем, скорее всего, доля традиционных УATC сократится до нуля, а гибридные и "чистые" IP- УATC поделят между собой рынок, хотя пока не совсем понятно, в какой именно пропорции.

Вячеслав Уютов
Руководитель дилерского направления "Агат-РТ"

В целом на сегодняшний день рынок "чистых" IP-ATC находится у истоков развития.

Несмотря на достаточно обширные предложения производителей и техническую зрелость самих продуктов, их практическое использование встречается довольно редко. В первую очередь это связано с тем, что большинство компаний малого и среднего уровня, которые являются самыми многочисленными потребителями, продолжают использовать старые и привычные ATC. На мой взгляд, причина лежит в двух плоскостях. В первом случае потребитель, в принципе, не осведомлен о существовании IP-PBX либо имеет лишь поверхностное представление и не видит, как продукт "ляжет" на его бизнес и какие выгоды он получит. С другой стороны, наблюдается определенная предвзятость как к самим ATC, так и собственно к технологии. В подтверждение этому - частые споры о преимуществах и недостатках IP-телефонии, а также о надежности и совокупной стоимости владения таких решений. Между тем практически все участники отрасли признали состоятельность VoIP и ее дальнейшего развития. Такое обстоятельство подтолкнуло производителей к выпуску гибридных ATC, совмещающих обе технологии. Возвращаясь к теме обзора, отмечу, что перспективы развития "чистых" IP-ATC более чем благоприятные. Однозначно можно сказать, на нашем рынке не произойдет существенного всплеска. Завоевывать свои позиции данный класс будет дополнительными сервисами, которые не могут предоставить традиционные и гибридные ATC, и территориальной независимостью абонентов.

Д.М. Айдарханов
Технический директор компании "Альтертекс"

Я бы не стал употреблять термин "чистая IP-ATC". Это подразумевает сравнение традиционных и IP-ATC, в котором за основу берется функциональность классической учрежденческой или мини-ATC. Но это некорректно по следующим причинам. Так называемые IP-ATC изначально обладают гораздо большим функционалом, чем традиционные учрежденческие и мини-ATC. Они легко интегрируются с различными CRM-системами и изначально превращаются в контакт- и call-центры. К тому же, как только количество абонентов системы вырастает до 50-80 пользователей, стоимость решения становится гораздо привлекательнее, чем у традиционных станций или даже конвергентных решений. И это не говоря уже о таких достоинствах IP-ATC, как возможность построения географически распределенных сетей и практически неограниченная масштабируемость. В то же время для организации обычной телефонной связи в небольшом офисе, при прочих равных условиях, ничего эффективнее традиционной мини-ATC придумать нельзя. Поэтому лучше говорить не про IP-ATC, а о применении технологии передачи голоса поверх сетей передачи данных VoIP для построения корпоративных телефонных сетей различного уровня сложности. В последние два-три года ситуация на рынке "чистых" IP-ATC существенно меняется в лучшую сторону. Однако в данный момент все еще остаются существенные сдерживающие факторы:

  1. недоверие к новым технологиям;
  2. низкая техническая культура проектирования и эксплуатации корпоративных сетей передачи данных;
  3. высокая цена малых IP-телефонных решений (до 15-20 сотрудников) по сравнению с традиционными мини-ATC;
  4. дефицит квалифицированных кадров, способных грамотно сопровождать и эксплуатировать подобные решения.

Несмотря на это, мы видим, что среди персонала, отвечающего за телефонную связь в компаниях, появляются грамотные, современно мыслящие технические специалисты, которые осознают все преимущества новых технологий и неизбежность перехода в недалеком будущем всех телекоммуникационных услуг на технологию коммутации пакетов. Постепенно падает стоимость оконечного оборудования - SIP-адаптеров, IP-телефонов и т.п. В дополнение к этому нашей компанией выпущен специальный пакет программного обеспечения по символической цене, что, как мы надеемся, позволит малым офисам переходить на технологию IP-телефонии и в полной мере оценить все предоставляемые дополнительные возможности.

Все это позволяет утверждать, что на рынке средних и больших корпоративных телефонных систем доля чистых IP-решений будет только увеличиваться.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #1, 2008
Посещений: 5130

Статьи по теме

  Автор

 

Владимир Ярославский

Менеджер по продвижению решений для рынка SMB Awaya Product Marketing Group

Всего статей:  1

  Автор

Козочкин Александр Михайлович

Козочкин Александр Михайлович

Руководитель группы технической поддержки продаж компании Nortel

Всего статей:  2

  Автор

Вячеслав Уютов

Вячеслав Уютов

Менеджер направления продаж и развития call-центров компании NAUMEN

Всего статей:  9

  Автор

 

Айдарханов  Д.М.

Технический директор компании "Альтертекс"

Всего статей:  1

В рубрику "Решения корпоративного класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций