Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Решения корпоративного класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Рынок корпоративной IP-телефонии в России летом и осенью 2009 г.

Александр Шуголь
Директор Департамента телекоммуникационного консалтинга компании J'son & Partners Consulting

По оценке J'son & Partners Consulting, в настоящее время проникновение IP-телефонии в корпоративном секторе (компании с числом сотрудников от 50) в крупнейших городах России не превышает 38%, что примерно соответствует уровню США и Западной Европы 2-летней давности. Основным драйвером использования VoIP на российских предприятиях является возможность значительной экономии на междугородных и международных звонках по сравнению с обычными звонками через операторов дальней связи. В меньшей степени IP-телефония используется для снижения затрат на этапе внедрения сети и ее эксплуатации, а также для повышения эффективности коммуникаций и бизнес-процессов (рис. 1).

Наиболее популярными абонентскими устройствами VoIP у корпоративных пользователей (компании с числом сотрудников от 50 чел.) являются стационарные проводные IP-телефоны, включая USB-телефоны с поддержкой протокола SIP. Их используют примерно 2/3 предприятий из числа тех, что применяют IP-телефонию в любом ее виде.

Следующий по степени распространенности тип - бесплатные программные решения (Skype, Sipnet, Google Talk и др.), которые используются примерно в каждой третьей компании, где внедрена IP-телефония.

Звонки по предоплаченным картам IP-телефонии, которые доминировали несколько лет назад, в настоящее время применяются только в каждой десятой компании. Получают все большее распространение беспроводные IP-телефоны (DECT и Wi-Fi), которые по уровню распространения сравнимы с предоплаченными картами IP-телефонии. Замыкают список сотовые телефоны, позволяющие использовать IP-/SIP-телефонию через сети Wi-Fi и/или 3G, - их используют в 5% компаний, где есть VoIP.

Среди бесплатных коммуникационных программ наибольшее распространение получили Skype и Sipnet. Однако в 38% компаний, где внедрена IP телефония, использование Skype и других подобных коммуникационных программ категорически запрещено или не одобряется руководством. С другой стороны, более чем в 60% компаний, которые используют IP-телефонию в том или ином ее виде, использование Skype и других подобных коммуникационных программ разрешено, причем в некоторых компаниях вариант IP-коммуникаций является стандартом в бизнес-процессах. Самая низкая лояльность к Skype - у руководства финансовых структур, что связано с повышенными требованиями к информационной безопасности, самая высокая - в сфере предоставления услуг населению (рис. 2).

С дальнейшим развитием широкополосного доступа в России все большее распространение в корпоративном секторе будет приобретать технология Voice over Broadband ("голос поверх широкополосного соединения"). Доля "старых" видов IP-телефонии, таких как "карточный" VoIP, будет снижаться с сегодняшних 4 до 1-2% в ближайшие 2-3 года. На предприятиях малого бизнеса, где нет строгих требований к информационной безопасности, сотрудники будут продолжать активно использовать Skype и подобные программы, однако более серьезные заказчики станут склоняться в пользу "закрытых" внутрикорпоративных решений, в том числе к системам унифицированных коммуникаций от ведущих вендоров.

По мере увеличения конкуренции и снижения цен на услугу IP Centrex (виртуальная АТС) будет расти популярность этой услуги. По прогнозам J'son & Partners Consulting, проникновение этой услуги в российском корпоративном секторе увеличится с 1-2% до 3-4% в ближайшие 2-3 года.

В условиях кризиса будет продолжать расти популярность программных IP АТС - по мере того, как разработчики систем на базе ПО с открытым кодом смогут предложить рынку законченные решения и обеспечить достаточно высокий уровень технической поддержки.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #6, 2009
Посещений: 4595

Статьи по теме

  Автор

Александр Шуголь

Александр Шуголь

Директор Департамента телекоммуникационного консалтинга компании J'son & Partners Consulting

Всего статей:  2

В рубрику "Решения корпоративного класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций