Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Решения корпоративного класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Российский ритейл:
каждый проект должен иметь экономическое обоснование

Кризис 2008–2009 гг., оказавший негативное влияние на все сферы экономики, безусловно, затронул и такую область российской экономики, как ритейл.
Александр Артюхов
Исполнительный директор
дирекции по информационным технологиям
ТД "Копейка"

Смена приоритетов

За время кризиса изменилось наше отношение ко многому. Ритейлеры начали искать новые пути сокращения затрат и издержек. Например, уже нет стремления покупать дорогостоящее hi-end-решение от известных компаний-вендоров только потому, что это hi-end, компании перешли на более бюджетное оборудование, которое подчас не хуже обеспечивает стабильную работу компании.

До сих пор среди российских ритей-леров существует минимум два подхода к пониманию современной ситуации. Одни придерживаются мнения: "Слава богу, у нас кризис, поэтому можно продолжать экономить", другие считают, что мы потихоньку из кризиса выкарабкиваемся.

Однако с тем, что на рынке появились определенные признаки оживления, нельзя не согласиться. Сейчас мы наблюдаем возвращение интереса к инвестициям в IT, появилось понимание того, что экономить на IT можно, но не беспредельно. Если раньше ритейлеры на IT выделяли 0,5–1,5%

средств от оборота компании (и это вполне нормальная мировая практика), то сейчас в самом лучшем случае 0,6–0,7% (и это уже просто здорово!). Из сложившейся ситуации необходимо сделать вывод, ведь прошедший кризис – не первый и не последний. У ритейлеров рано или поздно должно сложиться понимание, какие именно IT-решения необходимы для отрасли, дабы не повторять ошибок прошлого и не тушить пожар денежными купюрами.

Семь раз отмерь

Выстроим следующие критерии для выбора IT-решений:

  • Разумная достаточность. Подход должен быть рациональным, а решение – востребованным, функциональным и оптимальным именно для бизнеса, оно должно соответствовать стандартам, формату и т.д. Если же ритейлер является дискаунтером, то решение, кроме всего прочего, должно соответствовать уровню маржинальности бизнеса.
  • IT-решения должны приносить больше прибыли и иметь небольшую совокупную стоимость владения. При этом экономия на IT-обеспечение магазинов не должна стать самоцелью. Существует мнение, что ритейлеры не думают о покупателе и постоянно думают только о прибыли. Это так, как бы цинично это ни звучало, особенно если речь идет об уменьшении той же маржинальности, что наблюдается в кризис. Но в то же время покупатель, ушедший без покупок из-за очередей на кассах, сбоев в IT-системах или по многим другим причинам, "голосует ногами" и уже явно не принесет никакой прибыли. Поэтому забывать о покупателях тоже не следует. Покупатель должен уйти из магазина удовлетворенным.

В качестве иллюстрации можно рас-мотреть несколько относительно новых технологических решений, появившихся за последние годы на рынке.

Кассы самообслуживания

С развитием новых технологий и появлением на рынке дорогостоящих (и порой вряд ли необходимых) решений многие пытаются идти в ногу со временем, внедряя их у себя в компании. Но всегда ли это приносит пользу? Возьмем, например, кассы самообслуживания, которые, в теории, позволяют ритейлеру сократить расходы на кассиров. На одной из конференций для ритейле-ров был даже проведен блицопрос о том, насколько для них были бы полезны кассы самообслуживания. Около 70% высказались за внедрение этого решения у себя.

Но что же получается на самом деле? К сожалению, кассы самообслуживания имеют обратный эффект: учащаются случаи воровства среди покупателей, потому что чем больше будет возможностей самообслуживания, тем с большей вероятностью незаконопослушный покупатель будет думать, что сможет уйти безнаказанно. Кроме того, в среднем у неподготовленного покупателя времени на самостоятельную покупку уйдет существенно больше, что, безусловно, приведет к росту очередей.


Конечно, можно заменить кассиров охранниками и консультантами-помощниками и в итоге платить им как минимум ту же самую зарплату, что и кассирам, не считая дорогостоящих систем видеонаблюдения и контроля, но тогда зачем вообще внедрять у себя кассы самообслуживания, раз они не позволяют ритейлеру сократить расходы на персонал? Аргументация для ритейлера должна быть иной: несмотря на порой солидное увеличение затрат на установку и эксплуатацию систем самообслуживания, мы привлечем дополнительное число клиентов из числа любопытных, молодежи или тех, кто устал от повседневного общения…

Управление наличностью

Дополнительным звеном при внедрении тех же касс самообслуживания между ретейлером и банком могла бы стать система управления наличностью. Суть ее в следующем: существует некий аппарат, в который покупатель помещает купюры. Аппарат, в свою очередь, отсчитывает и распознает, какие купюры можно принять, а какие фальшивые или непригодные для дальнейшего использования, и выдает сдачу. В итоге деньги попадают внутрь аппарата, и эта сумма сразу зачисляется на счет ритейлеру. Так же дело обстоит и при инкассации средств в самом магазине, только вместо покупателя выступает старший кассир.

Все бы хорошо, за маленьким исключением: ритейлер сократил затраченное покупателем время – это плюс, но необходимо осуществить контроль за процессом оплаты или внутренней инкассации, то есть необходимы сотрудники охраны и система видеонаблюдения, – это минус. Кроме того, существует ряд вопросов:

  • Если ритейлер сам поставит аппарат приема денег, проведет ли банк транзакцию о зачислении средств или нет? Или все-таки этот аппарат должен ставить и обслуживать банк?
  • Сколько это будет стоить ритейле-ру? Будет ли это дешевле привычной инкассации, ведь данный аппарат также необходимо обслуживать (забирать выручку, инспектировать, заряжать разменной монетой для сдачи и т.д.)?

RFID-метки

В целях предотвращения краж товары в последнее время оснащаются специальными устройствами или RFID-метками. Причем существуют возможности гораздо более широкого использования RFID-меток. По состоянию на 2010 г. одна такая метка стоила при закупке оптом около 0,10– 0,12 евро, то есть примерно 5 руб., не считая дополнительных затрат на соответствующее контрольное оборудование. Но нужны ли такие RFID-метки и удобны ли они для поставщиков, которым придется нести дополнительные затраты на снабжение своих товаров такими метками? Если у ри-тейлера функционирует нормальный документооборот и учет товара ведется с помощью штрихкодов, то зачем тогда ему внедрять более дорогостоящую технологию? Решение в каждом конкретном случае ритейлер должен принимать самостоятельно.

Мы, конечно, долго можем рассуждать о магазине будущего, где нет продавцов и охранников, а все товары помечены соответствующим образом, но сколько тогда будет стоить покупателю такая вот "меточка"? Давайте вспомним, сколько стоит обыкновенный творожный сырок: примерно столько же, сколько и сама метка. "Повесим" стоимость IT-решения на покупателя или будем работать себе в убыток? А как продавать бутилированную воду, например, если в случаях с водой метка вообще может не сработать? Разумеется, у данной, как и у любой другой технологической платформы, есть свои плюсы и минусы, на сегодняшний же день можно однозначно констатировать: она дорога и не универсальна. И уж совершенно точно нужно не гнаться безоглядно за технологиями, а вначале все хорошенько взвесить и просчитать.

В заключение хочу сказать, что считаю вполне здравым подход к применению новых технологий, в рамках которого исследуется опыт других компаний и принимается взвешенное решение на основе их ошибок и успехов. И каждый проект должен иметь свое экономическое обоснование.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #2, 2011
Посещений: 4577

Статьи по теме

  Автор

Александр Артюхов

Александр Артюхов

Исполнительный директор дирекции по информационным технологиям ТД "Копейка"

Всего статей:  1

В рубрику "Решения корпоративного класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций