Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Решения корпоративного класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Интеллектуализация - основа безопасности региональных сетевых инфраструктур

Владимир Комашинский
СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, д.т.н.

В последние годы все чаще появляются сообщения о серьезных авариях, происходящих на сетях автомобильного и железнодорожного транспорта, на нефте-, газопроводах и водопроводах, системах тепло- и электроснабжения, сетях связи и других объектах городских и региональных сетевых инфраструктур. Подобные происшествия создают серьезные проблемы, сопровождаются крупными материальными потерями. Часто жертвами катастроф становятся люди и окружающая среда. Увеличение потока аварийных ситуаций, прежде всего, объясняется ростом масштабов и раз-ветвленностью городских и региональных сетевых инфраструктур.

Требуются решения

Взаимодействие между различного типа сетями (например, электрическими и сетями электротранспорта или сетями газо- и теплоснабжения и т.д.) в значительной степени осложняет их функционирование и управление.

Проблема обостряется особенностями рыночной экономики, для которой характерно постоянное увеличение количества точек и возможных вариантов взаимодействия между владельцами, операторами, продавцами и покупателями услуг, предоставляемых сетями. Кроме того, взаимозависимый характер функционирования разнородных сетей повышает их уязвимость к появлению каскадов (множества взаимосвязанных) отказов, приводящих к негативным экономическим, социальным и политическим последствиям.

Обеспечение безопасности и надежности функционирования региональных сетевых инфраструктур является важнейшим фактором поддержания устойчивого экономического и социального развития регионов России, гарантом повышения качества жизни населения.

Сложные интерактивные региональные сети могут рассматриваться как многослойное переплетение многопродуктовых сетей, каждая из которых включает в себя значительное число уровней (рис. 1).

Две стороны одной проблемы

По мере роста региональных сетевых инфраструктур увеличивается степень их уязвимости и количественные ее проявления. Проблема обеспечения безопасности региональных сетевых инфраструктур имеет социальный и технический аспекты.

Социальный аспект заключается в том, что если в начале прошлого века в мире не существовало городов с населением более 10 млн человек, то уже к 1950 году Лондон и Нью-Йорк переступили этот порог. К 2020 году таких городов будет более 30 (в том числе Москва и Санкт-Петербург), а к 2050 году количество мегаполисов достигнет 60. Нагрузка на сетевую инфраструктуру городов-гигантов будет огромной. Аварийные ситуации в подобных инфраструктурах становятся все более вероятны (достаточно вспомнить участившиеся аварии на электросетях Москвы и Нью-Йорка) и чреваты серьезными социальными последствиями.

Технический аспект состоит в поиске вариантов построения высоконадежных региональных сетевых инфраструктур из ненадежных составных элементов. Для этого необходимо учитывать следующее:

  • выявление на ранних стадиях прямых и косвенных признаков проблемы позволяет не допустить ее проявление;
  • раннее обнаружение сбоев и аварий в сетевых инфраструктурах помогает существенно снизить их негативные последствия;
  • прогнозирование эффектов вторичных последствий в результате воздействия одних сетей на другие позволяет принять меры опережающей защиты.

От традиций - к инновациям

Применяемые в настоящее время традиционные подходы к строительству, контролю состояния и управлению разнородными распределенными региональными сетевыми инфраструктурами, с одной стороны, сдерживают темпы их развития (не справляются с возрастающей сложностью), а с другой - не позволяют реализовать требования к их безопасному и эффективному функционированию.

В последнее время все более остро встает вопрос о новых подходах к построению городских сетевых инфраструктур в интересах обеспечения их самодиагностики, самостабилизации и самовосстановления.

Для этого необходимо предварительное изучение ряда вопросов:

  • моделирование процессов, протекающих в интерактивных сетевых инфраструктурах, в интересах понимания подлинной динамики их взаимодействия;
  • измерение характеристик сетевых инфраструктур для оценки их текущего состояния и прогнозирования изменений;
  • поиск способов управления интерактивными сетевыми инфраструктурами с целью обеспечения их бесперебойного функционирования.

В настоящее время обозначились три этапа модернизации региональных сетевых инфраструктур:

  1. Применение проводных и беспроводных сетей датчиков (Wireless Sensor Networks - WSN) и исполнительных устройств (sensor and actuator networks - SANETs), способствующих повышению качества контроля и управления инфраструктурными объектами. На этом этапе появляется возможность осуществления дистанционного контроля и управления сетевыми объектами со стороны оператора. Восстановление вышедших из строя инфра-структурных объектов осуществляют люди (мобильные ремонтные бригады).
  2. Применение разумных сенсорных устройств и интеллектуальных сенсорных сетей в интересах обеспечения автоматизированного контроля и управления состоянием инфраструктурных объектов. Характерной особенностью данного этапа является то, что часть функций контроля и управления выполняется автоматически интеллектуальными сенсорными сетями. Восстановление инфраструктурных объектов, как и ранее, поручается людям.
  3. Использование интеллектуальных систем контроля и управления, а также робототехнических систем восстановления инфраструктурных объектов. На этом этапе функции контроля, управления и восстановления возлагаются на комплексное использование интеллектуальных сенсорных сетей и специализированные робото-технические системы.

Важно отметить, что в настоящее время применение (в рамках программы интеллектуализации автодорог) сенсорных систем на автомобильных сетях Франции позволило снизить аварийность движения и травматизм на дорогах более чем на 30%.

Современные приложения сенсорных сетей включают в себя:

  • мониторинг окружающего пространства, наиболее важных и уязвимых инфраструктурных элементов;
  • контроль внутренней среды (напряжение, давление, температура);
  • технический надзор;
  • обеспечение взаимодействия объектов между собой и с окружающей средой (управление различными технологическими и производственными процессами).

Все более широкое распространение получают беспроводные сенсорные сети. Это объясняется, прежде всего, высокой скоростью их построения (нет необходимости развертывания проводной сетевой инфраструктуры) и надежностью функционирования сети, работа которой - в отличие от проводных - не прекращается во время разрушения контролируемого объекта.

Союз человека и автоматики

В максимально упрощенном виде идея интеллектуализации сетевой инфраструктуры (на примере газовой сети) показана на рис. 2.

Суть ее заключается в том, что на сетевую инфраструктуру (в нашем случае газовую) накладываются WSAN (беспроводные датчики давления на трубы и исполнительные устройства на приводы задвижек). Если происходит авария (например, обрыв трубы), то автономный контроллер, анализируя сигналы датчиков, распознает сложившуюся ситуацию и реализует процедуру самовосстановления на основе ситуационного управления приводами задвижек (с помощью исполнительных устройств), перекрывает поврежденный участок и создает обходный маршрут поставки газа потребителям.

Проводные и беспроводные сенсорные сети могут быть специализированными (автономными), входить в качестве подсистемы в корпоративную сеть передачи данных или в состав сетей передачи данных общего пользования. В настоящее время последний вариант уже имеет место (с целью контроля состояния и охраны личных автомобилей, жилых и складских помещений, дистанционного управления интеллектуальными зданиями и т.д.). В целом можно констатировать: появление беспроводных и проводных сенсорных сетей и их включение в частные (домашние), корпоративные и глобальные телекоммуникационные сети знаменует очередной этап конвергенции, интеллектуализации сетевых инфраструктур и существенного расширения спектра услуг, предоставляемых пользователям.

Оригинал статьи Владимира Комашинского опубликован в каталоге "Технологии и средства связи-2008".

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #2, 2008
Посещений: 4956

Статьи по теме

  Автор

Владимир Комашинский

Владимир Комашинский

СПбГУТ им.проф.М.А. Бонч-Бруевича, д.т.н.

Всего статей:  8

В рубрику "Решения корпоративного класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций