Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Решения корпоративного класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Быстро и просто

Павел Зернов
Аспирант С.-Пб. ГУТ им. Бонч-Бруевича

Экспресс-сообщения - это тип коммуникационных услуг, позволяющий создавать сессии с оппонентом в режиме реального времени в сети Интернет (аналогично телефонному разговору, но на основе текстовых сообщений, а не голоса). В период сессии возможен обмен структурированными данными на базе XML или других стандартов обмена данными.

Web-пейджинг

Отличительной особенностью системы экспресс-сообщений от электронной почты является то, что почта не может обеспечить взаимодействие пользователей в реальном времени. Кроме того, переписчики не могут обмениваться информацией о своем состоянии, то есть нет возможности определить, находится ли оппонент за компьютером или он покинул свое рабочее место.

Экспресс-сообщения часто называют аналогом пейджера в Интернете. Для обеспечения мобильности пользователей сервера экспресс-сообщений им присваиваются номера, независимые от их текущего положения в сети (IP-адреса) и называемые универсальными Интернет-номерами (Universal Internet Number) или пользовательскими номерами. При передаче данных программе-клиенту приходится получать текущий IP-адрес собеседника, так как без него прямая передача по TCP/IP невозможна. Для преобразования пользовательских номеров в IP-адреса применяются специальные серверы в сети Интернет, которые и предназначены для обслуживания пользователей экспресс-сообщений. Системы состоят из большого количества серверов, связанных в одну сеть, поэтому задержек и обрывов связи между ними, как правило, не бывает (большинство перебоев в подключении к серверам вызвано проблемами на отрезке между клиентом и сервером). В момент получения доступа к сети Интернет клиентское программное обеспечение соединяется с одним из таких серверов и регистрируется на нем, передавая имя и пароль. Сервер запоминает текущий IP-адрес этого пользователя и, пока пользователь находится на линии, он может обрабатывать запросы других клиентов экспресс-сообщений на преобразование номера пользователя в его текущий IP-адрес. Эти запросы и ответы передаются по протоколу UDP (подобно запросам и ответам DNS). Сервер может служить и источником информации о том, доступен ли данный пользователь online.

Получив IP-адрес другой стороны, клиентское программное обеспечение может соединиться с пользователем и передавать данные напрямую. Короткие сообщения передаются по протоколу U DP. Это более быстрый протокол, чем TCP, так как он не ориентирован на соединение, а посылает данные отдельными пакетами. Но протокол U DP ненадежен, поэтому используются подтверждения доставки - клиентское программное обеспечение делает до 6 попыток отправить сообщение, и если ни на одну из них подтверждение не пришло, то оно передается одному из серверов. Когда получатель в очередной раз подключится для регистрации, это сообщение будет ему переадресовано. Если это возможно, клиентское программное обеспечение пытается установить между переговаривающимися сторонами прямое TCP-соединение. В результате следующие сообщения могут идти по уже установленному TCP-соединению, что более надежно, чем использование U DP, и достаточно быстро.

Пользователь может создать "список контактов" - список других участников системы экспресс-сообщений. Каждый пользователь указывает свой статус, свидетельствующий о его желании принимать сообщения ("доступен", "вышел", "не беспокоить" и другие). Пользователь может свободно менять свой статус, о чем информируется каждый зарегистрированный на сервере клиент, в чьем списке контактов находится сменивший статус пользователь.

Мобильность пользователя обеспечивается за счет отказа от жестко заданного IP-адреса. Имеется только UIN - уникальный адрес, согласно которому и вычисляется его "реальный адрес" в сети Интернет.

Классификация

Любая система экспресс-сообщений объединяет в себе два компонента: серверный и клиентский. Клиентский компонент реализуется в виде программного обеспечения, которое может взаимодействовать с серверами экспресс-сообщений и имеет графический пользовательский интерфейс. Серверный компонент представляет собой программное обеспечение, устанавливаемое на выделенный компьютер (сервер) и способное обрабатывать запросы пользователей, а также взаимодействовать с аналогичными серверами экспресс-сообщений. Наиболее важной частью всей системы является именно серверный компонент.

Все многообразие систем экспресс-сообщений можно разделить на два больших сегмента: коммерческие и некоммерческие системы. Коммерческие системы - это системы с закрытыми исходными кодами, которые разрабатываются с целью получения прибыли разработчиком. Они состоят из публичных и корпоративных систем. Публичные системы обычно содержат большое количество серверов, находящихся в сети Интернет, к которым можно свободно подключаться. Разработкой и настройкой серверных компонентов такой системы занимается коммерческая организация, которая вместе с экспресс-сообщениями передает на компьютер клиента большое количество рекламной информации. Само серверное программное обеспечение недоступно. Корпоративные системы отличаются своей закрытостью для использования посторонними пользователями. Серверы таких систем обычно находятся внутри фирмы или корпорации и предоставляют свои услуги только пользователям внутренней сети. Серверное программное обеспечение доступно и приобретается за деньги.

Вторую большую группу систем экспресс-сообщений составляют некоммерческие системы. В основе некоммерческих систем лежит открытость -их серверные компоненты доступы вместе с исходными кодами и могут быть установлены как внутри фирмы или корпорации, так и в сети Интернет. Такие системы разрабатываются группами энтузиастов, в которые входят программисты со всего мира. Классификация современных систем обмена экспресс-сообщениями показана на схеме.

Востребованность Web-пейджеров

Системы экспресс-сообщений играют важнейшую роль в современном мире корпоративных телекоммуникаций. Среди крупнейших корпоративных клиентов систем экспресс-сообщений можно отметить: France Telecom, Lehman Brothers, Hewlett-Packard, AT&T, FedEx, BellSouth, McKes-son, EDS, Arcelor, CapWIN, Juniper, Intel Capital.

Системы экспресс-сообщений вызывают большой интерес и у военных структур. Так, в январе 2005 года в Соединенных Штатах в рамках мульти-миллиардного проекта "Системы защиты будущего" (Future Combat Systems) компания "Боинг" начала работы по интеграции электронных систем Вооруженных сил США и службы экспресс-сообщений, обеспечивающей возможность циркулярной (конфе-ренц) связи для системы общей оперативной обстановки (Systems Common Operating Environment). В основе компонента заложен Jabber XCP -коммерческий вариант сервера экспресс-сообщений, работающего на базе протокола XMPP/Jabber. Для системы общей оперативной обстановки очень важно, чтобы любая информация доставлялась конечному пользователю (будь это командующий или рядовой солдат) гарантированно, достоверно и в тот момент, когда она наиболее ценна и актуальна. Проект призван увеличить мобильность армии и снизить затраты на материально-техническое обеспечение.

Передача речи

Одна из возможных функций систем экспресс-сообщений - передача речи. Для этого поверх уже имеющегося соединения между двумя клиентами на базе транспортных протоколов устанавливается новое соединение. Так, например, система экспресс-сообщений IBM Lotus Sametime для передачи голоса использует протокол UDP, при этом соединение между клиентами может быть как прямым ("точка-точка"), так и через аудио-прокси-сервер.

Системы экспресс-сообщений характеризуются тем, что объединяют людей с одинаковыми интересами.

Общение происходит с использованием единой терминологии и зачастую на одном языке. Поэтому для таких систем можно выявить разговорный словарь, т.е. составить список употребляемых слов и их сочетаний. Эта специфика позволяет внедрить в систему экспресс-сообщений модули распознавания и синтеза речи, которые априори имеют словарные ограничения. Система экспресс-сообщений спроектирована таким образом, чтобы сократить до минимума время доставки сообщения, т.е. обеспечить работу в реальном времени. Поэтому, если процессы распознавания и синтеза речи происходят без задержек, можно утверждать о возможности передачи речи в реальном масштабе времени, что было показано в статье "Новый подход к передаче речи". Такой подход позволяет сэкономить передаваемый трафик в 10 раз.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #4, 2008
Посещений: 4440

  Автор

Павел Зернов

Павел Зернов

Аспирант СПб ГУТ им. Бонч-Бруевича

Всего статей:  12

В рубрику "Решения корпоративного класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций