Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "События" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Тенденции развития проводной телефонии

Заметки с выставки CeBIT'2007

Илья Соломоник
Заместитель генерального директора компании "Лауд-Линк"

В последнее время про всеобщую "IP-зацию" не говорил только ленивый. "Все по IP уже сейчас!", "Через 2 года привычные АТС никому не будут нужны!", "Со столов исчезнут офисные телефоны и все виды сообщений - голос, данные и видео - будут передаваться через обычный компьютер". Таковы маркетинговые прогнозы некоторых ведущих производителей. А что происходит в мире проводной телефонии на самом деле? Своими впечатлениями о тенденциях развития данного сегмента, высвеченных выставкой CeBIT, редакция нашего журнала попросила поделиться заместителя генерального директора компании "Лауд-Линк" Илью Соломоника.

Договоримся об определениях

Pure IP АТС (только IP АТС). Телефонная система может называться Pure IP только в том случае, если она управляет только IP-портами (IP-телефонными терминалами и/или IP-соединительными линиями). Принципиальная схема Pure IP-системы представлена на рис. 1.

Конвергентная система (АТС) называется так потому, что объединяет различные технологии и системы сигнализации. Конвергентная система имеет в своем составе как стандартные TDM-интерфейсы, так и контроллер или сервер IP-телефонии, который работает под управлением центрального процессора конвергентной системы в целом. Принципиальная схема конвергентной системы представлена на рис. 2.

Конвергентная система обслуживает как IP-порты (IP-телефоны и IP-соединительные линии), так и порты классической телефонии (аналоговые, цифровые телефонные терминалы и соединительные линии с различными типами сигнализации).

 Ситуация

Самостоятельно Pure IP-системы могут существовать только в IP-среде.

Подключения по IP к сети общего пользования по-прежнему достаточно редки и, как правило, применяются для резервных каналов. Учитывая, что и в России, и во всем мире базовым интерфейсом для связи с ТфОП продолжает оставаться Е1 (Т1) или обычная аналоговая линия, каждая установка АТС для предприятия превращается в создание конвергентной системы или сети.

Сегодня Pure IP-телефонная система может быть только частью решения для конечного пользователя, так как для стыка с сетью общего пользования (ТфОП) потребуется установка некоего шлюза IP-телефонии, который включает в себя: преобразователь физического интерфейса (Ethernet - телефонный интерфейс), преобразователь кодировки голосового трафика и преобразователь телефонной сигнализации.

И все же передача голоса по IP-сетям (VoIP) прочно обосновалась на рынке телекоммуникаций, в том числе и в области офисных АТС, предоставляя возможность для очень эффективных решений по подключению удаленных абонентов и филиалов, построению корпоративных сетей связи или подключению к сетям общего пользования. И сегодня (с точки зрения технологий) практически все АТС способны в той или иной степени решать современные задачи, требующие использования VоIP или GSM.

АТС скорее живы, чем мертвы

Основной довод приверженцев "чистых" IP-систем (все будут звонить с компьютера, пользуясь только микрофоном), безусловно, себя не оправдал. Офисный сотрудник по-прежнему отдает предпочтение телефонному аппарату как главному устройству для ведения переговоров. И функциональность (возможности) этого устройства по-прежнему является одним из главных критериев для выбора АТС предприятия. В пользу такого вывода говорит и быстрый подъем компаний-производителей IP-телефонов (характерные примеры -AASTRA и POLYCOM).

Сегодня IP-телефоны, вопреки прошлым предсказаниям многих экспертов, представляют собой достаточно продвинутые модели с большим количеством возможностей, функциональных кнопок и современным дисплеем. Эпоха просто "микрофонов-телефонов", подключаемых к компьютеру, так и не наступила. Что и нашло подтверждение на выставке CeBIT'2007.

Компьтерно-телефонные приложения

И в этой области сильных сдвигов в ту или иную сторону не обнаружилось. Конечно, чисто теоретически доводы производителей АТС Pure IP "...реализация встроенных в АТС приложений в среде IP значительно проще и эффективнее", сомнению не подвергаются. Однако по-прежнему продвинутые центры обработки вызовов в основном предлагается строить на базе внешних серверов, а встроенная программа распределения вызовов (ACD) или голосовая почта сегодня есть практически у каждой, в том числе и конвергентной, АТС.

 Тенденции

По сравнению с предыдущими 2-3 годами абсолютное большинство мировых производителей не акцентировало внимание на технологиях, заложенных в оборудовании (за исключением, пожалуй, АТС на базе Asterisk). Как и в добрые старые времена конца 1990-х, оживление царило на тех стендах, где были представлены новейшие телефонные аппараты.

Единственное отличие от конца 1990-х заключается в том, что теперь каждое новое "семейство" системных терминалов обязательно имеет несколько моделей IP-телефонов с поддержкой повсеместно распространенного протокола SIP или IP-протокола собственного изготовления (proprietary). Даже производители "чистых" IP-систем (те же АТС на базе Asterisk) старались продемонстрировать, что их АТС совместимы с IP-телефонами ведущих производителей и могут поддерживать максимум собственно "телефонного" функционала.

 Вывод

IP-телефония прочно вошла в жизнь как необходимый интерфейс, но телефонный аппарат сохраняет лидирующие позиции главного инструмента для ведения телефонных переговоров.

 Прогноз

В области IP-АТС успешными будут те компании, которым удастся в новых IP-системах сохранить традиции и возможности классической телефонии.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #2, 2007
Посещений: 6915

  Автор

Илья Соломоник

Илья Соломоник

Заместитель генерального директора компании "Лауд-Линк"

Всего статей:  7

В рубрику "События" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций