Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Что ждет рынок телекоммуникаций?

Топ-10 прогнозов на 2006 год

1. Доходы операторов в течение года уменьшатся, особенно в фиксированной связи

Ожидается, что в 2006 г. операторы фиксированной связи столкнутся со снижением показателя EBITDA (доход до уплаты налога на прибыль, процентов и амортизации), в значительной степени в результате длительного снижения доходов от базовых голосовых услуг и усиливающегося влияния на рынок альтернативных операторов, предлагающих услуги IP-телефонии, а также провайдеров сервиса онлайн-VoIP типа Skype и Yahoo! Несмотря на то что доходы от новых сервисов (IPTV, конвергентные FMC-прило-жения) сохранят тенденцию роста, не стоит надеяться, что этот процесс в 2006 г. будет развиваться настолько быстро, чтобы восполнить резкое снижение доходов от голосовых услуг.

Впрочем, эксперты сохраняют оптимизм в отношении новых сервисов и полагают, что наблюдаемый сегодня резкий спад будет временным. Скорее всего, 2006 год станет тем низким стартом, который будет предшествовать форсированному росту доходов операторов за счет предоставления новых услуг, поскольку приложения IMS становятся популярными и операторы телефонных сетей усиливают свое присутствие в секторе видеоуслуг.

2. Число абонентов мобильных сетей в мире превысит отметку 2,5 млрд

Количество пользователей мобильной связи в мире к концу 2005 г. достигло 2,3 млрд. К концу 2006 г. аналитики ожидают увеличения этого числа до 2,6-2,7 млрд. Помимо локализации новых ключевых регионов роста (в Азии появится почти 1 млрд новых пользователей, Африка/Ближний Восток пополнят мировую абонентскую базу в три раза больше, чем Западная Европа), 2006 год будет особенно важен в плане того, как операторы будут управлять этим процессом. Сегодня операторы мобильной связи возлагают особые надежды на младшие возрастные группы населения, но чтобы достичь при этом успеха, они должны будут продемонстрировать множество инновационных решений, предложить дешевые телефоны и откорректировать сетевые и бизнес-модели так, чтобы сохранить прибыль при ежемесячном ARPU ниже 5 дол. США. Помимо действий гигантов типа Vodafones, Verizons и Oranges, этот год будет отмечен стратегическими перемещениями таких операторов, как индийский Bharti, пакистанские Mobilink и Paktel или нигерийский Glo-bacom.

3. Первые коммерческие проекты, объединяющие услуги WLAN и сотовых сетей, будут запущены во второй половине 2006 г.

В середине года с появлением двух-режимных трубок Wi-Fi/сота от таких крупнейших производителей, как Nokia, Motorola, LG и Samsung, нелицен-зируемые услуги мобильного доступа (UMA: например, Wi-Fi и Bluetooth) и сервис Voice-over-WLAN выйдут на потребительский рынок. Несколько вариантов телефонов высшего ценового диапазона доступны уже сегодня, но только расширение портфеля до 25 (примерно) моделей, ориентированных на массовый рынок, в середине 2006 г. станет главным фактором широкого распространения услуг.

Операторы конвергентных сетей, которые в настоящее время эксплуатируют сервисы UMA в тестовом режиме, приступят к объединению широкополосных и UMA-услуг. Виртуальные мобильные операторы (MVNO) также "вскочат" в этот поезд вместе с компаниями типа североамериканской S K-Earthlink, объединяющей сотовые сети и доступ через хот-споты WLAN и, возможно, начинающей новый цикл ценовых войн в мобильных голосовых коммуникациях.

4. Продолжится процесс слияний и поглощений (M&A) операторских компаний

Факторов, стимулирующих этот процесс, сегодня множество: это и имеющие прибыль бухгалтерские балансы, и консолидация рынка, и привлекательные развивающиеся рынки, и конвергенция, и растущая финансовая мощь частных акционерных компаний. Процессы слияния и поглощения, бесспорно, вернулись на мировой телекоммуникационный рынок в 2005 г. Аналитики прогнозируют активизацию деятельности M&A в 2006 г., которая будет сосредоточена главным образом на европейских операторах и компаниях Азиатско-Тихоокеанского региона.

В Европе эксперты следят за такими компаниями, как Bouygues, Belgacom, Swisscom, Eircom, Fastweb, Cable&Wire-less, TDC, Elisa и Kingston, поскольку они выглядят все более уязвимыми. Есть также множество возможностей в Центральной и Восточной Европе на рынке мобильной связи, где ожидается значительный рост абонентской базы. В США намечается перспектива слияния Bellsouth и AT&T (прежде SBC), хотя здесь есть проблемы с регулирующим законодательством. В Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) интерес вызывают операторы с активной региональной политикой (например, Singtel и Hutchison), компании, которых привлекают развивающиеся рынки (например, SK Telecom и Telekom Malaysia), и неазиатские операторы (например, Vodafone и Telenor). Поле битвы расширится от двух "гигантов" АТР (Индия и Китай) к другим рынкам с высоким потенциалом роста: Индонезия, Вьетнам, Бангладеш, Пакистан и Таиланд.

5. 2006-й будет переломным моментом в сегменте управляемых сервисов в отрасли телекоммуникаций

Компания Alcatel в сентябре 2005 г. запустила в действие центр управления сетью (NO C) в Гонконге, предназначенный для оператора Hutchison Global Communications. Новый центр управления сетью Ericsson в Сингапуре открылся в январе 2005 г.; в октябре того же года Ericsson решила преобразовать свой центр управления в Гургаоне (Индия) в региональный NOC. Nokia объявила в декабре 2005 г. о намерении открыть в начале 2006 г. глобальный NOC в Ченнаи (Индия).

Эти новые NOC будут использоваться для обеспечения функционирования, управления, интеграции и обслуживания операторских сетей после заключения долгосрочных соглашений на предоставление управляемых услуг. Обращает на себя внимание тот факт, что все упомянутые NOC находятся в регионе АТР, который многие годы был центром рынка управляемых услуг (самые яркие примеры - операторы Hutchison Australia, Telecom New Zealand, AAPT, Bharti и Maxis). Эксперты ожидают увеличения числа договоров о развертывании, эксплуатации и поддержке услуг 3G и современных услуг данных, особенно в регионе АТР.

Какие операторы прежде всего могут обратиться к управляемым сервисам? Как правило, операторы, ведущие "наступательную политику" на своих рынках (например, вторичные провайдеры мобильной связи), больше других открыты для внедрения аутсорсинга в сферу эксплуатации и управления сетью, поскольку их дальнейшая судьба напрямую зависит от успешного приобретения, удержания и "монетизации" абонентской базы.

6. Рост числа распределительных платформ по-прежнему будет бросать вызов идее эксклюзивности контента

В не очень далеком прошлом "эксклюзивность" означала, что операторы сетей имели уникальные соглашения с контент-провайдерами о доставке контента своим абонентам, и только им. В свою очередь контент-провайдеры были признательны за доступ к абонентам как новой аудитории для продвижения своих продуктов и рекламы. Некогда было именно так.

Пользователи сегодня быстро осознали, что существует множество бесплатного мобильного контента, доступного через Интернет. Более того, большая часть прежде эксклюзивного контента может быть получена таким путем. С операторами сетей, уже не контролирующими каналы связи, преимущество перешло к контент-провайдерам, которые сейчас могут достигать эксклюзивных договоренностей с лицами, предлагающими самую высокую цену. Эта "эксклюзивная" договоренность вряд ли обеспечит полную лояльность потребителя по отношению к конкретному бренду, за исключением тех случаев, когда оператор является его владельцем. Более вероятен другой сценарий, где абонент получает некоторые выборочно эксклюзивные медиа-объекты, например, уникальные рингто-ны, музыкальные клипы или видео, к которым контент-провайдер предоставляет доступ в течение ограниченного промежутка времени. Эксклюзивность как таковая не исчезает, но ее суть в определенной степени "размывается".

7. На рынке мобильной связи США не будет передела собственности

В отличие от 2005 г., отмеченного завершением покупки AT&T Wireless компанией Cingular, слиянием компаний Sprint PCS и Nextel, а также приобретением оператора Western Wireless компанией Alltel, в 2006 г. не произойдет никакого существенного изменения доли собственности среди операторов мобильной связи США. И хотя не прекращаются слухи о том, что Deutsche Telecom хочет избавиться от своей доли в T-Mobile USA, а Alltel - выделить свое проводное подразделение, чтобы повысить свою привлекательность именно для приобретения мобильными операторами, обе эти компании продолжат свое существование и после декабря 2006 г.

8. Огромное число операторов MVNO, ориентирующихся на бизнес-сектор (EMVNO), появится на развитых рынках мобильной связи

В 2005 г. деятельность операторов MVNO была сосредоточена на создании своих собственных торговых марок и позиционировании их в различных сегментах потребительского рынка. В 2006 г. должны появиться компании, стремящиеся стать EMVNO (enterprise-focused) и использовать сети на базе технологий W-CDMA/HSDPA и CDMA 1xEV-DO, чтобы предлагать решения для различных сегментов рынка корпоративных пользователей. Растущие возможности мобильных сетей на развитых рынках мобильной связи будут для таких компаний первым стимулом для внедрения своих инновационных приложений данных и сервисов в различные сектора рынка бизнес-потребителей. Вероятными кандидатами на роль таких операторов могут стать финансовые учреждения и IT-фирмы.

Пока бизнес-пользователи представляют собой весьма ценный сегмент рынка для операторов сетей, последние будут стремиться работать с операторами EMVNO, чтобы повысить уровень возврата инвестиций в сеть и развивать разносторонние услуги с целью реализации всех возможностей для расширения бизнеса.

9. "Тройственный союз" широкополосных сетей, видео и беспроводных голосовых услуг будет успешнее традиционной концепции Triple Play и даже Quadruple Play (четверная игра)

С появлением на горизонте услуг IPTV и традиционные операторы, и кабельные компании уже говорят о "Четверной игре" -Quadruple Play. Однако аналитики из Pyramid Research сомневаются в ее перспективах в 2006 году. Голосовой "компонент" предлагаемых сегодня сервисных пакетов операторов все еще стоит довольно дорого, и клиенты все чаще "отрезают провод", чтобы перейти на исключительно беспроводные услуги. Традиционный проводной пакет Triple Play по-прежнему продолжит развиваться, но аналитики прогнозируют, что в течение года больший успех ожидает пакет Triple Play, который будут предлагать операторы, включающие в свой сервисный портфель и беспроводные услуги. Такой пакет Triple Play будет включать в себя широкополосные каналы, видео и беспроводные услуги.

10. Развертывание фиксированных V/ . каналов WiMAX (802.16d) начнется не раньше конца 2006 года

Все заинтересованные участники развития технологии WiMAX полагали, что сертифицированное WiMAX-оборудова-ние появится на рынке в начале 2006 г. Однако первый раунд испытания еще не окончательно завершен, а следующий состоится, очевидно, ближе к середине 2006 г. с большим количеством участников. Эксперты считают, что коммерчески доступное сертифицированное оборудование WiMAX появится не раньше конца 2006 г. Тем не менее во всем мире сохраняется высокий интерес к WiMAX и признанным на международном уровне сертификатам WiMAX. Очевидно, что задержки с внедрением стандартизированного оборудования WiMAX обеспечат хорошие возможности для реализации решений pre-WiMAX.

По материалам компании Pyramid Research

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #1, 2006
Посещений: 4158

В рубрику "" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций