Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Каждому по ШПД!

Борис Шехтер, технический директор Inango Systems Ltd.

Последние несколько лет в российской прессе провозглашалось, что активное развитие широкополосного доступа в Интернет (ШПД) в России станет одной из основных тенденций к 2010 г., при этом подчеркивалась особая привлекательность данной области для инвесторов. Не секрет, что доходы провайдеров от широкополосных сетей растут гораздо быстрее, чем от предоставления обычного соединения по телефонной линии, и сами провайдеры начинают стимулировать своих абонентов на использование ШПД.

По данным различных источников и экспертов, проникновение Интернета по России в целом пока не слишком велико, так что, казалось бы, поле деятельности для провайдеров, старающихся предоставить ШПД в каждую квартиру (сами представляете, сколько квартир можно насчитать по всей России), достаточно обширно.

Однако везде есть свои подводные камни, и решение проблемы "последней мили" всегда было и остается сложной задачей для провайдеров. Появившееся в последнее время множество технологий "последней мили" ставит поставщика услуг перед выбором оптимальной доставки любого вида трафика своим абонентам. Пока не существует универсального решения, поскольку у любой технологии есть своя область применения, свои преимущества и недостатки. Необходимо также учитывать ряд субъективных для каждого провайдера факторов, как например:

  • инфраструктура (возможность использования уже имеющейся или прокладка собственной);
  • целевые абоненты;
  • планируемый спектр услуг;
  • размер капиталовложений и срок их окупаемости;
  • время, необходимое для запуска сети в эксплуатацию и многие другие.

Народ требует

А что же хочет само население? Если кратко, то ВСЕ. Понятие ВСЕ зачастую включает:

  • доступ к Интернету из любой комнаты, кухни и даже из джакузи, если таковое имеется в квартире;
  • домашнюю сеть, связывающую все имеющиеся в доме компьютеры;
  • Wi-Fi-доступ, позволяющий избавиться от проводов, которые портят интерьер и превращают уютную квартиру в мини-офис;
  • максимальное сохранение оплаченной ранее инфраструктуры, включая телефонные линии и кабельное телевидение;
  • быстрое пролистывание Web-страниц, скачивание фильмов за считанные минуты, участие в многопользовательских онлайн-играх;
  • использование постоянного подключения к Интернету для мониторинга безопасности квартиры;
  • а также многое другое.

Технологии на службе у бизнеса

Учитывая требования пользователей, провайдеры Интернет-услуг для широких слоев населения сконцентрировали свою деятельность на двух направлениях: ШПД для многоквартирных домов и создание домашних сетей для частных коттеджей и квартир. При этом в каждом конкретном случае выбирается соответствующая технология и оборудование "последней мили", а также "последних метров". Критерии выбора, как правило, включают:

  • низкий стартовый капитал, поскольку поставщики услуг не знают заранее, сколько владельцев квартир захотят платить за ШПД;
  • низкие затраты по технической поддержке и сервису;
  • низкую себестоимость подключения;
  • легкость установки;
  • максимальное использование существующей инфраструктуры.

Иными словами, провайдеры нуждаются в оптимальном решении проблемы "последней мили" и "последних метров", комфортном для пользователей и экономически эффективном для самих себя, которое позволит им избежать больших стартовых расходов, а затем модульно наращивать ШПД и легко подключать новых абонентов на любом этапе.

Среди популярных технологий "последней мили" обычно называют: xDSL, FTTH, DOCSIS, HPNA и EoC, которые поддерживаются различным модемами, шлюзами и мультиплексорами. Как уже было сказано выше, каждая технология имеет свои отличительные признаки, являющиеся преимуществом или недостатком в зависимости от задачи, поставленной перед поставщиком услуг, и размера целевой аудитории.

Например, технология FTTH (fiber to the home) - довольно дорогое удовольствие, оно экономически оправдано только при условии большого процента желающих подключиться к широкополосным сетям.

Более доступный вариант - ADSL (Asymmetrical Digital Subscriber Line) -не рассчитан на большие расстояния между пользователем и центральной АТС, он не всегда отвечает требованиям современных интерактивных сервисов, таких как игры. Поскольку ADSL предполагает наличие телефонной линии, иногда могут возникнуть проблемы доступа, а также проблемы с правом собственности.

Достаточно популярная технология DOCSIS отличается высокими первоначальными затратами (независимо от количества подключаемых пользователей) и очень чувствительна к шуму. Сервисная поддержка подключенных по DOCSIS абонентов довольно трудоемка и требует существенных денежных затрат.

Многие российские провайдеры склоняются к HPNA (Home Phoneline Networking Alliance) - мегабитный Интернет по телефонным проводам. Однако если провайдер не имеет доступа к телефонным линиям, то единственным выходом служит прокладка по всей высоте дома кабеля-шины, от которого идут отводы к каждой квартире, но тут возникает проблема совместного использования ресурсов, требующая увеличения скорости в 10 раз.

В последнее время можно выделить тенденцию к альянсам компаний, предоставляющих кабельное телевидение и ШПД в Интернет, что позволяет провайдерам Интернета использовать телевизионные коаксиальные кабели для предоставления своих услуг.

Технология EoC (Ethernet over Coax) обеспечивает простое подключение абонентов, не требует больших стартовых затрат, не привередлива к шумным линиям, соответствует стандартам современных сервисов (Triple Play, QoS и др.), позволяет использовать одну и ту же инфраструктуру для ШПД и создания домашней сети. Особо примечателен тот факт, что количество и стоимость устанавливаемого оборудования прямо пропорциональны числу клиентов.

Как видно, ассортимент технологий достаточно широк, надо только помочь провайдеру ШПД сделать правильный выбор.

Опубликовано: Каталог "Широкополосные мультисервисные сети"-2010
Посещений: 7568

  Автор

Борис Шехтер

Борис Шехтер

Технический директор Inango Systems Ltd.

Всего статей:  1

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций